Виды внутришкольного контроля
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя.
Обязательный тематический контроль может быть в связи с выделенной в учебном году методической проблемой, необходимым текущим контролем, например, состояния школьной документации, санитарно-гигиенического состояния помещений и т.д.
При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
В программу фронтальной проверки методического объединения (МО) включаются следующие направления деятельности МО: организационная работа (планирование, протоколы заседаний МО, методические материалы, разработанные в рамках деятельности МО и др.); участие в разработке общешкольной методической темы; реализация на практике, тех задач, которые решаются в процессе работы МО; влияние работы МО на качество педагогического процесса; внеклассная и внешкольная работа.При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например, при проведении аттестации изучаются все направления его работы – учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.
В программу фронтальной проверки деятельности учителя может быть включены следующие объекты: подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям (тематическое и поурочное планирование, план воспитательной работы); выполнение учебных программ; качество уроков; использование современных образовательных технологий; учебные достижения учащихся; контроль результатов учебной деятельности; воспитание учащихся в педагогическом процессе; ведение школьной документации (классного журнала, проверка дневников, тетрадей); работа с родителями; самообразование.
Обоснованием фронтального контроля могут быть следующие причины: низкое качество знаний в целом по школе или какому-либо предмету; апробирование нововведенного предмета, новых учебников, плановое обобщение состояния преподавания отдельного предмета и др.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие формы контроля:
- персональный контроль предполагает оценку деятельности отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении. Такой вид контроля в основном используется для оказания действенной помощи педагогам или же для обеспечения должной требовательности к работе (например, контроль за проверкой тетрадей, организацией домашнего задания, проведением факультативных занятий и др.). К методам персонального контроля относятся: беседа с учителем, изучение документации, посещение и анализ уроков, изучение продуктов деятельности учащихся, собеседование и др.;
- классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Целью данного вида контроля выступает изучение состояния учебно-воспитательной работы в одном из классов. Проверяющий при таком виде контроля в течение нескольких учебных дней присутствует на всех уроках в одном и том же классе. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисциплины и культуры поведения учащихся, посещаемости уроков и др. Методы классно-обобщающего контроля обеспечивают достижение его задач и включают, например, контрольные срезы, тестирование, анкетирование, комплексная проверка ученических тетрадей, дневников и др.;
- предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы. В качестве объектов контроля выступают: календарно-тематическое планирование по учебному предмету, выполнение образовательных стандартов, учебных планов и программ; качество преподавания, результаты учебной деятельности по предмету, внеклассная работа по предмету, документация (классный журнал, тетради), методическое обеспечение и динамика его пополнения и др.;
- тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.;
- комплексно -обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Его целью выступает изучение состояния педагогического процесса в параллельных классах. Одновременная проверка качества преподавания на параллели позволяет провести сравнительный анализ деятельности педагогов и выявить адреса передового педагогического опыта. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
Выбор формы и вида контроля зависит от состояния педагогического процесса и от конкретной целевой установки, определяется особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, посещение и анализ уроков, сравнительный анализ тетрадей и дневников учащихся, диагностические методы, позволяющие получить необходимую объективную информацию.Результаты контроля оформляются в виде справок, протоколов, служебных записок, приказов по образовательному учреждению.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу