Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению

В коррекционной педагогике выделяются специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо на недостатки в поведении. К специфическим методам коррекции поведения относятся упражнение и наказание.

Упражнение – создание специальных учебно-воспитательных ситуаций, участвуя в которых ребенок упражняется в желательном, социально одобряемом поведении (пробует быть терпеливым, неагрессивным, вести себя доброжелательно и т.д.).

Упражнение как метод коррекционного воздействия будет эффективным, если удается вызвать сознательную направленность ребенка на преодоление недостатков, создать ситуацию рефлексии причин допущенных ошибок и неудач, подкрепить достигнутые успехи.

Воспитание трудного ребенка может осуществляться только на основе активности самого ребенка, создания условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.

Наказание может быть эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись.
  2. Наказание не должно восприниматься как месть или произвол, наказывается не личность, а поступок.
  3. После наказания проступок должен быть «предан забвению».
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  5. Нельзя чтобы наказания накладывались слишком часто, в силу своего большого количества они даже не могут быть приведены в исполнение.
  6. Наказание должно отменяться, если ребенок заявляет, что готов исправить свое поведение и не допускать ошибок.
  7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на три группы:

  1. Методы изменения деятельности детей.
  2. Методы изменения отношений.
  3. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.

К методам изменения деятельности детей относят введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

При использовании метода введения новых, дополнительных видов деятельности используются те направления, которые были недостаточно полно представлены в личностном опыте, например, творческая деятельность в различных жанрах искусства.

Использование искусства в коррекционной работе получило название «арттерапии».

Участвуя в арггерапии – изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации ребенок получает неограниченные возможности для самопознания и самовыражения.

В арттерапии используются музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку); библиотерапия (слушание и чтение литературных произведений); рисуночная терапия (рисование).

К методам изменения содержания деятельности относятся сказкотерапия и куклотерапия. Сказкотерапия включает ряд приемов коррекционной деятельности: придумывание продолжения известной сказки, рисование по мотивам сказки, инсценирование сказки и др. В сказочной куклотерапии дети «оживляют» куклу.

Метод изменения смысла деятельности связан с привнесением нового смысла в игровую деятельность, не только получение удовольствия от игры, но и развитие личностных качеств, преодоление недостатков.

К методам изменения отношений относятся личный пример взрослого и сверстников, игнорирование поведения ребенка, изменение статуса ребенка в коллективе, педагогическая поддержка.

Третья группа методов коррекции поведения – изменение компонентов образовательно-воспитательной системы, пересмотреть режим школьной жизнедеятельности, изменить среду (создать поддерживающую образовательную среду), изменить отношение учителя (исправить то, что мешает установлению эффективного контакта с ребенком, лишает терпения и веры в его возможности).

Свои методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей, направленной на профилактику девиантного и делинквентного поведения разработал В.А. Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский проанализировал материалы следствия по 460 криминальным делам и сделал выводы о семейном неблагополучии, духовной убогости человеческих взаимоотношений и об отсутствии взаимодействия семьи и школы, в классных коллективах никто не интересовался какие интересы и потребности подростков, совершивших правонарушения и преступления, в чем они находят радость бытия.

Чем тяжелее преступление, писал В.А. Сухомлинский, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи (ни в одной семье не было семейной библиотеки, подростки не могли назвать ни одного классического музыкального произведения, не могли назвать близких и дорогих людей, о которых они заботятся и т.д.).

В воспитательной работе В.А. Сухомлинского было много специально созданных, предусмотренных, «подстроенных» человеческих отношений, которые имели своей целью утвердить в душах воспитанников уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)