Факторы, влияющие на успешность обучения

Нейропсихологический фактор. Каждая трудность в обучении может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга.

Можно выделить две причины несформированности психических процессов. Первая причина связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка.

К отставанию в развитии психики приводят условия социальной среды (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни и др.), в которой растет ребенок и которая препятствует нормальному развитию. Вторая причина состоит в неравномерности созревания мозговых зон, влияющих на формирование функциональных систем, обеспечивающих те или иные психические функции.

Минимальные мозговые дисфункции могут возникать при патологии беременности и родов, в результате действия наследственного и экологического факторов, при перенесенных в раннем детстве инфекционных заболеваниях и черепномозговых травмах.

Психолого-педагогический фактор, включающий возраст ребенка, начинающего систематическое обучение и дидактическая система, в рамках которой происходит обучение. Обучение ребенка в развивающей среде создает более благоприятные условия для усвоения системы знаний и формирования способов учебной деятельности, а также для проявления учебных достижений.

Интересно
Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов, это развитие наблюдательности, восприятия, памяти, мышления, воображения. Психологи доказали, что каждый из этих процессов связан с остальными, однако эта связь меняется на протяжении всего периода детства.

Приведем фрагмент работы Д.Б. Эльконина «Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте». «Так, в раннем детстве главное значение приобретает развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. Хорошо известно, с какой легкостью дошкольники запоминают различные стихи и сказки.

К началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы мышление поднялось на новую, более высокую ступень.

К этому времени и мышление уже прошло путь от практически действенного, при котором решение задачи возможно только в ситуации непосредственных действий с предметами, к наглядно-образному, когда задача требует не реального действия с предметами, а прослеживания возможного пути решения в непосредственно данном наглядном поле или в плане наглядных представлений, сохранившихся в памяти.

Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от нагляднообразного к словесно-логическому рассуждающему мышлению.

Следующий шаг в развитии мышления, который происходит уже в подростковом возрасте и заключается в возникновении гипотетико-рассуждающего мышления, может произойти только на основе относительно развитого словесно-логического мышления.

Переход к словесно-логическому мышлению невозможен без коренного изменения содержания мышления. Вместо конкретных представлений, имеющих наглядную основу, должны формироваться понятия, содержанием которых выступают уже не внешние, конкретные, наглядные признаки предметов и их отношения, а внутренние, наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Необходимо иметь в виду, что формы мышления всегда находятся в органической связи с содержанием.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, почему обучение может оказаться не развивающим. Это может происходить в том случае, когда оно ориентировано на уже развитые формы психической деятельности ребенка — восприятие, память и формы наглядно-образного мышления, свойственные предшествующему периоду развития. Обучение, построенное таким образом, закрепляет уже пройденные этапы психического развития. Оно плетется в хвосте развития и поэтому не продвигает его вперед».

Таким образом, содержание и технологии школьного обучения, построенные с установкой на репродуктивную деятельность, воспроизведение эмпирических знаний и тренинг памяти могут быть причиной неуспеваемости школьников.

Уровень умственного развития школьников также может рассматриваться как фактор успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Сразу отметим, что речь идет о нормальном интеллектуальном учащихся, которые обучаются в массовой общеобразовательной школе, но уровень умственного развития может быть ниже средних показателей, что затрудняет успешность обучения.

В психологии существуют разные определения понятия «уровень умственного развития», так как существует много методологических подходов к его изучению. Мы будем опираться на подход к изучению умственного развития Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой.

Данными авторами выделены два слоя умственного развития:

  • фонд действенных (усвоенных) знаний или уровень обученности;
  • обучаемость как способность к приобретению знаний.

В психологических исследованиях выявлены закономерная взаимосвязь между обучаемостью и умственным развитием, а также разные степени обучаемости (от высокой до низкой). Чем выше обучаемость, тем выше уровень усвоения учебного материала и тем выше учебные достижения.

З.И. Калмыкова подчеркивает, что в знаниях различают содержательную и операциональную стороны. Содержательная сторона знаний включает существенные признаки изучаемых явлений и процессов, а операциональная – приемы, методы познания, позволяющие понять происхождение, способы добывания новых знаний и их применение на практике.

Только овладение обеими сторонами знаний обеспечивает способность к самостоятельной мыслительной деятельности. Не соответствующая возрасту и ступени обучения бедность наличных знаний может быть показателем низкого умственного развития.

Интересно
Однако относительно большой фонд знаний еще не дает оснований для вывода о высоком умственном развитии школьника, так как об уровне умственного развития судят по возможности оперировать знаниями и применять их на практике.

Отсутствие у школьников минимального объема действенных знаний, необходимых для понимания нового материала, является одной из главных причин отставания школьников в учении, так как понимание нового материала, это всегда установление взаимосвязи с уже изученным материалом, встраивание новой информации в систему уже имеющихся знаний. Если действенных знаний недостаточно или же они отсутствуют вовсе, учащийся пытается механически запомнить новую информацию, но перевести ее в понимание не может.

При решении проблемы низкой успеваемости важно учитывать не только, что знает и умеет учащийся, т.е. фонд действенных знаний, но и выяснять какова причина несформированности этого фонда.

Основной причиной стойкого отставания школьников в учении является несформированность второго пласта уровня умственного развития – общих умственных способностей к усвоению знаний.

Чем выше умственные способности, тем быстрее и легче ученик приобретает новые знания, оперирует ими и тем выше темп умственного развития.

Основа общих умственных способностей – продуктивное мышление, специфика которого заключается в возможности самостоятельного приобретения знаний.

З.И. Калмыкова выделила такие качества ума, как положительные, так и отрицательные, которые определяют продуктивность учебной деятельности, как:

  • Глубина ума, проявляющаяся в краткости пути к абстрагированию существенных для решения новых задач признаков, отношений между ними, в высоком уровне их обобщения. Этому качеству противоположна поверхностность ума, которая характеризуется выделением внешних, единичных признаков анализируемой ситуации.
  • Гибкость ума выражается в целесообразной изменчивости мыслительной деятельности, которая отвечает меняющимся условиям учебной ситуации. Качество противоположное – инертность ума, выражается в склонности к шаблону, повторении используемого способа решения учебной задачи.
  • Устойчивость ума позволяет мысленно решать учебную задачу, удерживать в уме ее содержание. Неустойчивость ума проявляется в трудности решения задачи в уме.

Самостоятельность ума обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую чувствительность к минимальной помощи, если обучающийся вынужден к ней прибегнуть. При подражательности ума человек стремится избежать интеллектуального напряжения путем копирования готовых образцов, использования привычных действий.

Таковы основные качества ума, формирующиеся у школьников в процессе обучения и определяющие специфику способности к усвоению новых знаний, то есть обучаемость. Высокий уровень развития положительных качеств ума создает благоприятные условия для высокого уровня овладения новыми знаниями и высокого уровня учебных достижений.

Однако сама по себе высокая обучаемость не может быть гарантией высоких учебных достижений. В исследованиях Н.А. Менчинской и ее сотрудников показано, что на успешность/неуспешность учебной деятельности влияют личностные качества: положительное отношение к труду в целом и учебному труду в частности, интерес к учению, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, ответственность, волевые качества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)