Субъекты коммерческой деятельности
Субъектами коммерческого права могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли, либо в уставах которых торговля является одной из уставных задач.
К таким субъектам относятся:
- юридические лица;
- граждане-предприниматели;
- специальные субъекты.
Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.
Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации.
Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданскоправовую ответственность.
Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.
К таким организациям относятся, к примеру:
- товарные биржи;
- оптовые ярмарки;
- посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).
Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:
- специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким организациям можно отнести:
- товарные биржи – организации, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам;
- валютные биржи;
- фондовые биржи;
- выставки-ярмарки;
- торгово-промышленные палаты;
- предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом:
- независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:
- дилеры – специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара;
- торговые дома – многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;
- трейдеры – специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях;
- стокисты – особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;
- посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному виду посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на:
- регулярные – имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;
- нерегулярные – арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках;
- организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:
- брокеры – организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров;
- агентские фирмы – подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка.
- независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:
Важную роль играют способы индивидуализации субъектов коммерческой деятельности (участников торгового оборота). К ним относят, в частности, фирменное именование и коммерческое обозначение.
Не допускается использование юр. лицом тождественного фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если юридическое лицо осуществляет такой же вид деятельности и зарегистрировано раньше.
Юридическое лицо, которое нарушило исключительное право, обязано по требованию правообладателя прекратить нарушение и возместить убытки.
Юридическое лицо вступает в гражданский оборот именно под тем наименованием, которое указано при регистрации.
Требования к фирменному наименованию:
- должно индивидуализировать организацию;
- должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица;
- должно обладать признаками, не допускающими смешения одной организации с другой.
Структура фирменного наименования должна состоять из двух частей:
- указание на организационно-правовую форму;
- оригинальная часть, которая индивидуализирует. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием.
Оно не полежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Коммерческое обозначение охраняется так же, как фирменное наименование.
Не допускается использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения, если это вводит потребителей в заблуждение.
Фирменное наименование индивидуализирует правообладателя как субъекта торгового оборота. Коммерческое обозначение индивидуализирует организацию как имущественный комплекс, может представлять собой словесное обозначение, а может содержать изобразительные элементы.Должно быть новым, иметь отличительные признаки и быть относительно узнаваемым на определенной местности.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его фактического использования.
Гражданин вправе тоже использовать имя, индивидуализирующего его, обязан использовать «ИП».
- Тара в торговом обороте: понятие, функции, классификация, использование и возврат
- Товарная экспертиза: понятие, виды, содержание, проведение и оформление
- Приемка товаров по количеству и качеству
- Коммерческие акты
- Понятие, способы и порядок приемки товаров
- Правовые вопросы конкуренции в коммерческой деятельности
- Правовое регулирование способов расчетов в торговом обороте
- Порядок рыночного формирования цен
- Договорное регулирование порядка установления цен на товары
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу