Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания
Понятие сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.
В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «to compare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика», хотя, с нашей точки зрения, точнее было бы обозначение «педагогическая компаративистика».
Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.
В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта.
Национальная система образования.
В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:
- государственные органы управления образованием (министерство образования, управления и отделы образования и т.д.);
- участников образовательного процесса (преподаватели, студенты, учителя, школьники, воспитатели и т.д.);
- образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
- учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы (школы, университеты, колледжи, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.).
В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.
Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика – самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.
Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины.
Объект сравнительной педагогики – образование в глобальном, региональном и национальном масштабах.
Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.
Основные задачи сравнительной педагогики:
- анализ и описание фактов, отображающих процесс развития образования в различных странах;
- классификация, систематизация, сравнительный анализ количественных и качественных данных о развитии образования в различных странах;
- выявление закономерностей и тенденций развития образования в различных странах;
- прогнозирование возможных путей развития образования в различных странах;
- сравнение и сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.
- общий анализ систем образования в разных странах.
Основные функции сравнительной педагогики:
- унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами;
- сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования;
- прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем;
- разработка планов развития образования.
Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.
Основные категории и понятия сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.
- Зарубежные системы подготовки кадров и управления профессиональным образованием
- Управление образованием в России и за рубежом
- Мировой и отечественный опыт инклюзивного образования
- Новый инструмент современного образования
- Феномен исследовательского университета (ведущего вуза)
- Подготовка педагогических кадров за рубежом
- Проблемы организации, содержания, структуры, кадров и управления образовательными системами
- Изменяющийся контекст современного образования
- Образование и культура мусульманского Востока в рамках религии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу