Синтетический учет материалов
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведет на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный. Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск – по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
- приобретены у поставщиков: Дебет 10 Кредит 60 – на покупную стоимость, Дебет 19 Кредит 60 – на сумму НДС;
- от учредителей в счет вклада в уставный капитал: Дебет 10 Кредит 75-1;
- безвозмездно от других организаций: Дебет 10 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления»;
- отходы от брака: Дебет 10 Кредит 28;
- отходы от ликвидации основных средств: Дебет 10 Кредит 91.
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
- 10-1 «Сырье и материалы»;
- 10-2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;
- 10-3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
- 10-4 «Топливо»;
- 10-5 «Тара и тарные материалы»;
- 10-6 «Запасные части»;
- 10-7 «Корма»;
- 10-8 «Семена и посадочный материал»;
- 10-9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;
- 10-10 «Строительные материалы»;
- 10-11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» (сроком использования до 12 месяцев);
- 10-12 «Прочие материалы».
Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журнал-ордер № 10, 10/1 в корреспонденции: Дебет 20, 23, 25, 26, 08, 91, 90 Кредит 10.
В зависимости от учетной политики организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без применения этих счетов.
В первом случае на основании поступивших в организацию документов поставщиков делают запись: Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.д.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражено: Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
При учете материалов по учетным ценам разницу между их стоимостью по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) отражают на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В организации учета без применения счетов 15 и 16 оприходование материалов в бухгалтерском учете записывают: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его на счете 10 «Материалы» – решает само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год.
- Учет паев и акций
- Учет долговых ценных бумаг
- Учет предоставленных займов
- Учет векселей
- Учет обесценивания финансовых вложений
- Экономическое содержание производственных запасов
- Организация складского хозяйства и учет производственных запасов на складе
- Оценка материально-производственных запасов
- Инвентаризация материалов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу