Распределительная логистика корпорации
Распределительная логистика корпорации – одна из функциональных областей, главной целью которой является интегрированное управление потоками готовой продукции на всех стадиях: от производителя до конечного потребителя, через посредников (или без них) в каналах распределения, с обеспечением сопутствующего логистического обслуживания и сервиса.
К задачам корпоративной распределительной логистики относят:
- Создание и развитие стратегии корпоративного распределения.
- Построение распределительной сети и выбор каналов распределения.
- Определение количества уровней в канале распределения и определение типов посредников в канале.
- Принятие решения о количестве и месте распределительных центров и других звеньев цепи (включая объекты посреднических структур).
- Разработка системы требований к посредникам в канале распределения.
- Управление физическим перемещением готовой продукции (транспортировка, экспедиция, экспортные и импортные операции).
- Управление запасами готовой продукции на складах производителя и оптовых и розничных посредников (в случае присутствия в канале).
- Разработка системы складирования (у производителя и посредников) на основании требований к хранению готовой продукции.
- Разработка системы логистического обслуживания в распределении.
- Гарантия обеспечения сохранности грузов.
- Внедрение системы сервиса.
- Управления обратными потоками распределения.
- Определение тенденций развития распределительной сети.
- Анализ логистических издержек распределения и определение методов их оптимизации.
Корпоративное распределение отличает сложно организованная разветвленная структура представительств и дочерних предприятий в различных локациях страны и мира, поэтому основным фокусом распределительной системы является централизация и структуризация процессов выбора каналов распределения. На определение числа посредников в канале влияют рыночные факторы, представленные в таблице 4.3
Как правило, сложность построения распределительной сети корпорации заключается ни сколько в определении числа посредников, сколько в определении уровня и качества оказываемых услуг посредником.
Помимо очевидных факторов стоимости услуг посредника, для корпораций ключевым фактором является соответствие видения посредника на с корпоративными задачами распределения.
Основами построения системы оценки и выбора посредника являются:
- Соответствие ценностям корпорации. В данном случае корпорацией рассматриваются и оцениваются стратегические цели посредника, система управления и принятия решений посреднической организацией, уровень цифровизации и особенности документооборота.
- Организационная специфика. Рассматривается организационная структура, штат экспертов и квалификация работников, гибкость структуры при рыночных колебаниях.
- Перспективы развития посредника. В данном случае оценивается практика долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, планы по развитию логистической инфраструктуры и обслуживания, проекты экспансии и развития в регионах/странах.
- Предоставление совокупности необходимых логистических операций – транспортировка, складирование (в т.ч. ответственное хранение), упаковка, переупаковка, логистическое обслуживание обеспечения продаж (штат, системы управления и приема заказа), таможенное посредничество.
- Опыт ведения посреднической деятельности. Оценивается продолжительность работы в целом/на требуемой территории, продолжительность и процесс становления 3PL-провайдером, динамика товарооборота, прошлый опыт ведения корпоративных проектов, реакция и адаптация к изменениям заказчика.
- Оценка объема операций на заданной территории – анализ клиентов, их уровня и отзывов о сотрудничестве, в том числе для избегания конфликта интересов с конкурирующими корпорациями.
- Способность соответствовать корпоративным требованиям – потенциал в управлении извинениями в штате, географии корпоративного присутствия, требованиям к стандартам качества и прочее.
- Системные способности посредника – возможности интеграции с корпоративной системой и перспективы развития систем посредника.
На сегодняшний день ключевой проблемой корпоративного распределения является управление каналами распределения ввиду ряда причин:
- Развитая сеть распределительных каналов.
- Сложность координации распределения ввиду большого количества торговых и логистических посредников в дистрибьюции готовой продукции.
- Географические масштабы сбыта продукции корпорации.
- Законодательство страны присутствия, их различие в странах присутствия, влияющее на канал распределения и его управление.
- Сложности организации единого информационного пространства корпорация – конечный потребитель.
C одной стороны, развитая распределительная сеть, большое число логистических и торговых посредников в канале позволяют реализовать сбыт на обшисной территории быть доступнее для клиента, но, с другой стороны, увеличение количества транзакций и перемещений товара являются причинами потери контроля корпорацией над товародвижением.
Так, для корпораций, не являющихся вертикально интегрированными, в канале распределения создается ситуация, где каждый его участник является юридически независимым предприятием, главной целью которого является максимизация своей прибыли.Интересы других звеньев канала распределения и, интересы корпорации в частности, не всегда учитываются.
Таким образом, логистические информационные и сервисные потоки на пути от корпорации до потребителя сильно искажаются, значительно снижая уровень корпоративного логистического обслуживания: некоторые посредники не передают информацию другим звеньям, считая ее коммерческой тайной, другие предоставляют ее в форме, сложной для обработки и анализа, третьи намеренно искажают информацию, считая ее своим конкурентныим преимуществом.
На сегодняшний день в корпоративном распределении существуют следующие тенденции развития товаропроводящей системы:
- Совершенствование корпоративных каналов распределения: моделирование и организация новых каналов, преобразование текущей сбытовой деятельности с учетом изменения потребностей, моделей принятия
решения о покупке и информационных потоков. - Предоставление клиенту дополнительного сервиса в рамках обслуживания на этапе продажи и после продажи.
- Повышение степени влияния и контроля корпорации над товародвижением посредством новых технологий и создания вертикально интегрированных цепей поставок.
- Совершенствование логистического сервиса качества обслуживания торговыми посредниками компании и контроль его исполнения.
В современном корпоративном распределении логистическое обслуживание является инструментом организации сбыта и контроля за корпоративным распределением, позволяющим компании удерживать неценовые
конкурентные позиции на рынке.
Система логистического обслуживания корпорации состоит из комплекса услуг и сервиса, оказываемом клиентами в процессе распределения.
Рассмотрим подробнее реализацию комплекса логистического обслуживания в корпорации в таблице 4.4.
В корпоративном распределении можно выделить следующие формы организации логистического обслуживания.
Практический пример:
У корпорации Danone в системе корпоративного логистического обслуживания есть ряд услуг для ключевых клиентов: возврат продукции с истекшим сроком годности. При ответственности дистрибьюторов за движение материального потока свежей продукции от производителя до клиента, ответственность за работу с просроченным в месте продажи товаром лежит на сотрудниках корпорации Danone.
Децентрализованное обслуживание – форма оказания услуг клиентам, при которой ответственность за создание системы логистического обслуживания лежит на самой корпорации, но ответственность за ее реализацию переносится на оптовых посредников.Практический пример:
Корпорация Procter&Gamble не имеет собственной транспортной инфраструктуры. При разработанной системе условий и сроков доставки, вознаграждений и компенсаций за наличие у посредника транспортной инфраструктуры, ответственность за транспортировку готовой продукции из распределительного центра на склад заказчика осуществляется силами заказчика.
Аутсорсинг логистического обслуживания – форма оказания услуг клиентам, при которой ответственность за создание и реализацию системы логистического обслуживания лежит на третьих лицах – поставщиках сервисных услуг.
Практический пример:
Корпорация Wella AG полностью передала сторонней организации клиентский сервис и работу с жалобами и претензиями.
Ввиду масштаба и бизнес-модели корпоративных систем, задачи их внутрикорпоративного распределения на отдельной территории более общие, то есть направлены на реализацию общекорпоративных целей и задач, и для укрепления конкурентных позиций их цепи поставок, обеспечение качества логистического обслуживания переносится в фокус.
В то же время задачи в распределении локального посредника сводятся к работе в первую очередь с движением материального потока. Подробнее задачи корпорации и посредника в распределении рассмотрены в таблице 4.5.
Для оценки эффективности корпоративного распределения используется ряд расчетных показателей:
- Показатель степени выполнения обязательств по поставкам – комплексная оценка, учитывающая уровень выполненных взятых обязательств по поставке, уровень выполненных обязательств по ассортименту, выполнение обязательств по качеству товара.
- Показатель глубины отношения между корпорацией и посредником – оценка, учитывающая отношение объемов товарооборота посредника к общему объему товарооборота, поступившему конечным потребителям.
- Показатель звенности движения готового товара – расчетная оценка числа повторных продаж товара посредникам при движении по каналу распределения, отношение валового к чистому обороту товара.
- Показатель исполнения заказа – оценка объема полноты поставки, отношение объема доставленного заказа к общему объему заказа (может рассчитываться в общем объеме или в количестве ассортиментных позиций).
Таким образом, достичь высоких показателей обслуживания клиентов возможно в случае согласования или интеграции внутрикорпоративной распределительной системы и системы работы посредника.
- Цифровые технологии в корпоративных логистических системах
- Тенденции и оценка цифровизации корпоративных логистических систем
- Матрица аутсорсинга для корпораций
- Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга в корпорациях
- Внутрикорпоративная логистика
- Логистика снабжения
- Взаимосвязь корпоративного управления, логистического менеджмента и корпоративной логистики
- Управление обратными потоками
- Финансовые потоки транснациональных корпораций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу