Психоанализ и его философские контексты

Формирование психоанализа — сначала как ответвления психиатрии, а потом как явления культуры и как философского течения — приходится на последние десятилетия XIX и начало XX столетия.

Это направление представляет собой настолько широкий спектр идей и исследовательских программ, что даже сегодня, когда границы между разными образованиями культуры (между разными науками, наукой и философией, философией и литературой, не говоря уж о границах между разными философскими школами и программами) стали весьма условными, его почти невозможно причесать под одну гребенку, чтобы сделать более или менее удобным предметом изложения в учебнике по истории философии.

Начать с того, что психоанализ прежде всего — это современная медицинская профессия, близкая к психиатрии, причем профессия массовая (число психоаналитиков в западных странах, скорее всего, превышает число зубных врачей и даже юристов, не говоря уж о шахтерах).

Психоаналитики имеют свои кабинеты и собственные клиники, их готовят в медицинских институтах, они получают вполне конвертируемые дипломы врача. В нашей стране эта профессия еще недавно была довольно экзотической, сродни знахарству, но теперь положение радикально изменилось.

На другом полюсе психоанализа — профессиональные литераторы, особенно те, кто специализируется на биографиях; самые известные среди них — это Стефан Цвейг и Ирвина Стоун, хотя влияние психоанализа в той или иной степени ощутимо во всей современной литературе. В интервале между этими полюсами — множество авторов, которых обычно относят к числу философов или социологов, спектр интересов которых также очень широк.

Среди них — талантливая и разносторонняя Юлия Кристева (Болгария), радикальная представительница и идеолог феминистского движения Камилла Палья (США), один из провозвестников сексуальной революции и кумиров молодежного движения Вильгельм Райх (Германия), блестящий публицист и комментатор радиостанции «Свобода» Борис Парамонов и великое множество других известных людей культуры.

Некоторые из них организовывались в достаточно самостоятельные философские школы и кружки — такова, например, франкфуртская школа неомарксистов (наиболее известные из них, во всяком случае в нашей стране, Г. Маркузе и Э. Фромм).

Другие сами стали вдохновителями достаточно самостоятельных ответвлений психоанализа (например, Ж. Лакан и Ж. Деррида).

Наконец, видные представители других современных течений в философии также проявляют большой интерес к психоанализу и даже развертывают оригинальные психоаналитические концепции (таковы французские философы — экзистенциалист Ж.-П. Сартр и эпистемолог Г. Башляр). В силу этого обстоятельства дать полную картину психоанализа в этой книге просто невозможно.

Но основное направление его идей и тенденции его развития, а тем самым и его место в культуре обозначить все-таки можно, используя испытанный и верный способ — обратившись к истокам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)