Принципы межкультурной толерантности

Преодоление этнонациональной напряженности, развитие толерантных установок самосознания ставит перед образованием задачу развития национального самосознания, определение которого вызывает острые дискуссии. «Они» и «мы» — внешнеполитический аспект национального самосознания. Для россиян оно сосредоточивается в большей мере на внутренних проблемах укрепления российской государственности, на тех задачах, которые обеспечивают экономическую стабилизацию страны, рациональное использование ее внутренних ресурсов.

Новый этап в развитии страны предполагает опору на консолидацию интересов, осмысление конструктивных задач, которые стоят перед обществом, преодоление опасностей, возникающих на этом пути.

Центральным вопросом становления российского национального самосознания остается совмещение гражданской и этнической идентичности. Значительная часть россиян чувствуют себя прежде всего «русскими людьми», а потом уже «гражданами России» (А. Здравомыслов). Этнопедагогике принадлежит особая роль, миссия в прояснении и углублении национального самосознания. Изменение гражданской идентичности, интенсивная миграция из стран СНГ и республик РФ заставляют по-новому отнестись к формированию национального и российского самосознания.

Таким образом, ведущие принципы межэтнической коммуникации и межкультурной толерантности в полиэтнической образовательной среде — это:

  • реализация идеи самосохранения, жизнеобеспечения этнических сообществ в многонациональном пространстве на основе возрождения национальной самобытности;
  • преодоление этнонациональной напряженности;
  • формирование толерантных установок самосознания;
  • развитие национального самосознания россиянина.

Для развития толерантного самосознания предполагаются взаимная толерантность и уважение этнических групп, отказ от культурного диктата по отношению друг к другу. Однако на этом пути стоит этноцентризм малых этнических групп, их закрытость в отношении общечеловеческих ценностей.

Человек «должен признать свою солидарность со всеми другими живыми частями вселенского целого». «Нравственный долг требует от народа прежде всего, чтобы он отрекся от этого национального эгоизма, преодолел свою природную ограниченность, вышел из своего обособления» (В. С. Соловьев).

Идеология этноцентризма представляет значительную опасность для формирования толерантного самосознания у россиян. Например, в регионах совместного проживания нескольких этносов учитель должен иметь представление о том, что такое национальное самосознание и психология межнациональных отношений. В самосознании каждого человека особое место занимает его отношение к своей национальной принадлежности и отношение к представителям иных национальностей, этносов. Для каждого в отдельные моменты жизни может стать актуальным взаимодействие на уровне межнациональных отношений. Общение представителей разных этнических общностей — это весьма сложная психологическая проблема. За каждым человеком стоят его национальное самосознание и сложившееся в культуре отношение к представителям других наций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)