Понятие «жизнедеятельность»

Жизнь — физиологическое существование человека (или животного) как отдельного организма. На уровне биологических форм жизни индивид выступает лишь как организм.

С прекращением физиологического существования организма завершается жизнь. Видимо, поэтому жизнь человека как ценность чаше рассматривают в контексте жизнедеятельности.

В словарях понятие «жизнедеятельность» трактуется как способность человека к осуществлению осмысленной, осознанной жизни, деятельность человека во всех проявлениях жизни.

В обоих случаях речь идет о субъекте жизнедеятельности. Именно в жизнедеятельности человек формируется и развивается как субъект.

Субъективное раскрывается не только в направленном акте на самого себя, но и во внешнюю действительность как соподчинение жизни и деятельности. Иначе говоря, жизнедеятельность человека есть способ его существования, необходимый для поддержания физиологического развития, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни.

Поскольку человек — субъект жизнедеятельности, он выступает и в качестве носителя сознания. В этом принципиальное отличие способа существования человека от способа существования животных.

Человек, преобразуя окружающую среду в процессе осознанной деятельности, создает такие жизненные средства, которые природа без него не произвела бы и которые не могут создать животные.

Интересно
Осознанная деятельность человека обращает к другому уровню и другому масштабу рассмотрения жизнедеятельности, т.е. в контексте развития общества.  Предметно – практическая, преобразующая окружающую среду деятельность присуща общественному человеку.

Жизнедеятельность человека предполагает постоянную проверку на практике в повседневной жизни опыта, приобретаемого в социально обусловленной деятельности. Под жизнедеятельностью можно понимать саморазвитие человека в социально обусловленной деятельности.

На основе врожденной способности к внешней ориентации человек осуществляет вхождение в мир.

В социальном окружении у него развивается социальная ориентация, приобретается социальный опыт. Развитие же человека происходит в деятельности, которая от рождения неразделима с жизнедеятельностью как способом организации приобретения общественного, социально ориентированного опыта.

Жизнедеятельность в таком случае — основной природообусловленный способ существования человека, фактор развития человека. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) понимается как существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление.

Жизнедеятельность и есть то существенное обстоятельство, влияющее на процесс развития человека, на возвышение человеческого фактора.

Человеческий фактор — специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных и других отношений — все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни.

Этнопедагогику интересуют такие сферы жизнедеятельности человека, как предметно – практическая деятельность (игра, учение, труд) и общение, по сути — способы жизнедеятельности человека в игре, учении, труде, общении.

Как истинный субъект своей жизнедеятельности человек хорошо знает:

  • свои и объективные возможности, чего хочет;
  • занимает активную позицию по отношению к их развитию;
  • ориентируется по отношению к возможным событиям;
  • способен ставить и разрешать задачи собственной жизни.

Способность человека предвидеть возможные события — важный показатель его социальной зрелости. Организация человеком своей жизнедеятельности обусловлена многими внутренними и внешними факторами, которые в совокупности образуют среду жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)