Пограничные семьи
Это семьи, которые изначально относятся к благополучным семьям, но незаметно происходит переход в разряд неблагополучных семей, в силу определенных факторов. К «пограничным» семьям относят следующие категории.
Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.
Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание в лечебных учреждениях непосильным бременем ложатся на семьи и их истощившийся бюджет. Может случиться так, что если заболевшего родителя госпитализируют, то за ребенком некому присмотреть. Тяжелые хронические болезни могут надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке.Семьи с детьми-инвалидами. Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к категории неблагополучных.
Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы: первая – как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая – каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.
Первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и консультация у другого специалиста позволит его снять. Спустя какое-то время приходит осознание истинного состояния здоровья ребенка и появляется реакция гнева.
С другой стороны, это состояние становится противоестественным, если длится довольно долго или несправедливо проецируется на ребенка. Семейная атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья становится эмоционально-враждебной по отношению друг к другу.
Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства «долга» перед больным ребёнком или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разрушить формальный статус.
Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному.
Иногда у родителей может проявляться такое реактивное состояние, как обвинение – попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Родители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача за неправильный уход в дородовый период или даже дурную наследственность мужа или жены.
Семья с нарушением структуры семейных ролей – семья с патологизированными семейными ролями, которые возникают при взаимодействии с социальной средой или непосредственно с самой семьей.
Выделяют следующие семьи с нарушением структуры социальных ролей:
- семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе);
- семья с «антисексуальной идеологией» (появляется под преимущественным влиянием индивида с нарушением потенции);
- семья-театр (театрализованный образ жизни сохраняет видимость благополучия, при посторонних родители любят демонстрировать свою любовь к ребенку, однако у родителей нет подлинного контакта с детьми);
- семья-санаторий (семья только внешне кажется солидарной, один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать его вниманием).
В центре «семьи-крепости» находится индивид с нервно-психическими расстройствами, которые выражаются в склонности к паранойяльным реакциям.
Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семейной группы принять его представление о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений в семье: возникают межличностные роли «вождя» и его «соратников по борьбе».
Эти роли могут оказаться патологизирующими, так как при наличии индивида с паранойяльными реакциями они способствуют закреплению и развитию нарушений, а «соратников» ставят в трудное положение, создающее значительное нервно-психическое напряжение.
Выбор членом семьи, имевшим нарушения половой функции, роли борца за сексуальную чистоту был не случайным: он связан со свойством этой роли – служить оправданием его сдержанности и пассивности в сексуальной сфере («раз я борюсь с развратом, то должен ограничить проявления секса в своей семье»).
Этот оправдательный аргумент позволяет ему легче переносить свою сексуальную неполноценность, но в то же время он старается не замечать, что его патологизирующая роль травматична для других членов семьи (в частности, для жены).
«Семья-театр» посвящает всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении. Обычно семьи подобного типа возникают под влиянием индивида, имеющего определенные психологические проблемы в реализации самооценки.В подобных случаях нарушение взаимоотношений семьи с социальным окружением маскирует от самого индивида и от других ее членов психическое нарушение наиболее влиятельного из них. Если члены семьи принимают точку зрения «все против нас», то личностное нарушение индивида с паранойяльным развитием, его подозрительность и нетерпимость перестают восприниматься членами семьи как отклонение.
Переход их в разряд неблагополучных возможен лишь тогда, когда вся семья в целом принимает те установки, которые навязываются ей одним из наиболее влиятельных ее членов.
- Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание личности ребенка
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
- Понятие о семейном воспитании
- Материнская и патериальная депривация
- Сенсорная депривация
- Депривация и ее последствия
- Неполная семья как особый вид родительско-детских отношений
- Семьи со скрытой формой неблагополучия
- Семьи с открытой формой неблагополучия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу