Личностные качества и компетенции лидерства специалиста по рекламе и связям с общественностью

На данном этапе существует много подходов к основным качествам личности, которые могут быть основой для формирования лидерства. Лидеры нужны, прежде всего, государству и обществу для развития страны, экономического благополучия, социального развития. Именно современная молодежь способна вносить свежие идеи, креатив, творчество при определенной подготовке и поддержке.

Интересно
Последние годы в системе образования стали уделять особое внимание этому феномену. В системе высшего образования в последних стандартах вводят новые компетенции, указывающие на лидерство. Рассмотрим подходы и вопросы лидерства и компетентности с точки зрения их развития.

Последние несколько лет перед высшим образованием стоят задачи  по формированию у выпускников определенных компетенций. Например, ФГОС ВО (3++) ставит задачей у выпускника по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» сформировать компетентность «Командная работа и лидерство». Согласно данной компетенции выпускник должен уметь работать в команде, способен занимать активную, ответственную, лидерскую позицию в команде, демонстрировать лидерские качества.

Под компетентностью Г.П. Щедровицкий рассматривает определенные качества личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Говоря о компетентности, автор подчеркивает, что это ситуативная категория, выражающаяся в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в
конкретных профессиональных ситуациях.

Компетентность – это не только глубокое знание в той или иной предметной области, высокая степень квалификации, но и, с субъектно-ориентированной точки зрения, это интегральное качество субъекта учебной деятельности, которое проявляется в виде готовности и способности студентов овладеть ключевыми компетенциями, имеющими отношения к успешной реализации себя в профессиональной деятельности.

Компетенция предполагает наличие системных знаний, умений и навыков, личностных качеств, с помощью которых можно эффективно решать профессионально-ориентированные и жизненные задачи. Компетентность, являясь интегральным качеством личности, характеризует личностную подготовку для активной реализации какой-либо роли в обществе, например, узко-профильного специалиста, профессионала, гражданина и др.

Профессиональная компетентность помогает раскрыть специалисту свой уровень знаний и умений, применить навыки в определенной области профессиональной деятельности, формирует личностные качества, способствующие эффективно реализовываться в обществе. Компетентность, являясь продуктом образования, отображает саморазвитие и личностный рост задействованной в учебном процессе личности, вследствие чего происходит самоорганизация и обобщение профессионального и индивидуального опыта.

Качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени. Мы называем человека пунктуальным не потому, что он точен до секунды во всех возможных обстоятельствах, а когда он пунктуален по сравнению с другими людьми. Говоря о личностном качестве, мы, таким образом, соотносим его с границами проявления этого качества у разных людей – от весьма выраженного проявлении до весьма малого.

Многие исследователи выделяли разные личностные качества, старались найти самые важные, но список дополнялся с учетом времени и запросов общества. Таким образом, можем говорить о том, что нет одинакового набора личностных качеств, так как в разных ситуациях требуются различные способности и качества.

В.А. Спивак отмечает, что требования, которые предъявляются к лидерам в разных организациях и ситуациях, будут различными, это относится не только к профессиональным, но и личностным качествам.

Невозможно создать единые, универсальные перечни требований и компетенций лидеров. Не существует универсальной модели лидерства и личностных качеств, которые будут способствовать успеху в любой организации.

Развитие лидерских качеств является важным процессом на пути личностного развития, так как именно оно позволяет достигать вершины мастерства, готовит человека к настоящему лидерству при осуществлении ряда условий, таких как интеллектуальные способности, саморазвитие, самосовершенствование и т.д.

Мы выделим качества и компетенции в рамках профессиональной подготовки специалиста по рекламе и связям с общественностью, так как универсальных качеств для всех организаций не может быть, а каждая компетентность будет определяться спецификой деятельности.

Интересно
Социально-коммуникативные навыки. Данные навыки заключаются в умении вести за собой людей, избегать конфликтов, находить общий язык с разной целевой аудиторией. К сожалению, многие работодатели отмечают очень слабые коммуникативные навыки у выпускников вузов. Эффективные, правильно построенные коммуникации всегда оказывают положительное влияние на мотивацию как отдельных сотрудников, так и всего коллектива, ведут к открытому диалогу, обмену достоверной информацией, что очень важно для достижения целей организации. Своевременная обратная связь всегда поможет убрать неопределенность внутри команды, создать доверительную атмосферу. Для этого важно уметь слушать собеседника, показывать свою заинтересованность, устанавливать обратную связь.

Умение ставить перед собой цель, так как любое дело начинается именно с постановки цели, задач, куда двигаться. При чем постановка цели должна быть не только в личном плане, но важно уметь ее соединить с целью и успехами компании.

Умение работать в команде. В данном случае любой выпускник, сотрудник должен понимать, что любая компания, организация – это, прежде всего, команда. Здесь важен общий результат. От того, что достигает коллектив в целом, зависит будущее компании, соответственно, и каждый участник данной команды.

Умение принимать решения и нести ответственность за коллектив. На этом этапе важно уметь владеть инициативой, донести информацию до коллектива, с целью принятия подхода или решения. Кроме этого, важно уметь организовывать и анализировать свою деятельность, предпочтение общего результата личному.

Способность к саморазвитию и обучаемость – любой выпускник, не должен останавливаться на достигнутом. Современный мир постоянно изменяется, появляются новые технологии, разработки, и в этой ситуации важно постоянно идти в ногу со временем. Изучение нового позволяет развиваться самому, вносить свои идеи для развития компании и сотрудников, что дает возможность выходить на новые рубежи. Быть готовым к выполнению профессиональных задач любой сложности, предлагать нестандартные решения.

Умение быстро ориентироваться в ситуации. Прежде всего, практически оценивать ситуацию, адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь анализировать свои возможности в данной, конкретной ситуации. Действовать нестандартно и креативно, если это потребуется.

Стрессоустойчивость – это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих.

Все эти качества и компетенции в дальнейшем, при определенных условиях, могут служить основой для становления организационного лидера.

Личностные качества связаны с компетенциями лидерства. Компетенция предполагает наличие системных знаний, умений и навыков, личностных качеств, с помощью которых можно эффективно решать профессионально-ориентированные и жизненные задачи. Компетентность, являясь интегральным качеством личности, характеризует личностную подготовку для активной реализации какой-либо роли в обществе, например, узкопрофильного специалиста, профессионала, гражданина и др.

XXI век предъявляет постоянно новые требования к лидерским компетенциям. В век цифровых коммуникаций можно смело сказать, что лидеры в онлайн и офлайн формате будут отличаться, иметь разные качества.

Таким образом, можно добавить ряд компетенций, которые востребованы сегодня с учетом онлайн-формата:

  1. Цифровая грамотность – умение эффективно применять цифровой инструментарий, эффективно использовать коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
  2. Умение работать с большим количеством информации, в будущем-искусственным интеллектом.
  3. Умение работать в условиях кризиса и выводить из него свою команду.

Все эти составляющие компетенции являются необходимым составляющим в процессе профессионального становления, а при определенных условиях, могут служить основой для становления организационного лидера.

В заключении отметим, что любое лидерство есть явление групповое. Не может существовать лидера-одиночки, лидера «самого по себе», без связи с последователями. Только наличие ведомых, превращает индивида в ведущего. Таким образом, отношения между лидером и его последователями есть сердцевина, главный компонент лидерства.

Между лидером и его последователями устанавливаются конкретные отношения взаимной зависимости. Эти личные контакты характеризуются определенной степенью доверия друг к другу, сбалансированным соотношением влияния друг на друга и добровольностью участия в отношениях лидерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)