Культуроемкость полиэтнической образовательной среды
Поскольку в многонациональном государстве практически в любом регионе (некотором культурно-образовательном пространстве) субъектами образовательной деятельности выступают представители разных народов, этносов, образовательная среда является полиэтнической.
Субъект образования может выбрать и выбирает возможности, которые, по его мнению, необходимы и достаточны для удовлетворения его образовательных потребностей.
Однако если в силу объективных и субъективных обстоятельств субъект не сможет в полном объеме удовлетворить их, возникает образовательная депривация. Ее причины могут быть различными.Одни зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды (объективные факторы), другие — от завышенного или заниженного уровня притязаний, которые ведут к формированию нереальных образовательных потребностей (субъективные факторы).
Однако этнические процессы неоднозначны, рождают множество проблем и противоречий. К примеру, этническая идентичность как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.
Однако в процессе социализации человека в полиэтнической среде в большинстве случаев оказывается значимым не столько представление о субъективной принадлежности личности к своей этнической группе, сколько реальное соотносительное взаимовлияние базовой (титульной) и этнической культуры.
Соответственно могут быть рассмотрены четыре варианта этнической идентичности:
- интегрированная (сильная идентификация как с базовой культурой, так и со своей этнической группой);
- ассимилированная (сильная идентификация с базовой культурой, слабая — со своей);
- изолированная (слабая идентификация с базовой культурой, сильная — со своей);
- маргинальная (слабая идентификация как с базовой, так и с этнической культурой).
Концепция образования должна учитывать, что полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. В образовании должны разумно сочетаться два основополагающих процесса.
С одной стороны, воспитание национального самосознания (идентичности), укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь этноса, нации: родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса.Чем выше духовное чувство национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность развивающегося человека.
Современное образование должно быть направлено в первую очередь на воспитание учащихся в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации, плюрализма мнений, уважения к чужой культуре, в том числе религии, традициям, образу жизни других этносов.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу