Карл Роджерс и Ирвин Ялом: экзистенциальная психотерапия в психосоматике

К. Роджерс (1994) утверждал, что «сокровенная сущность» человека ориентирована на движение вперед, к конкретным целям. Человек ведет себя как интегрированный организм. В организм входит все, что осознается и не осознается в данный момент: и социальное, и висцеральное, и сенсорное. В нем выражается цельность человека.

Полноценно функционирующий человек, согласно Роджерсу, должен ощущать всю сферу своих переживаний, не чувствуя в этом угрозы. Когда же люди функционируют не полностью, они ведут себя деструктивно. Рассматривая уже обсуждавшуюся нами историю Элен Вест с точки зрения своей концепции психотерапии, Роджерс замечает:

«Если бы Элен взбунтовалась, если бы у нее нашлось достаточно сил, чтобы отстоять свое право на собственный опыт переживания своего мира, то она осталась бы верна своим подлинным чувствам и в буквальном смысле спасла бы свое потенциально автономное «я». она уверила себя в том, что ее чувства сомнительны, а ее стремления и желания являются абсолютно ненадежным ори- ентиром.

Вследствие этого она должна не только отвергнуть свою любовь, но и истязать себя голода- нием, чтобы заставить свое тело принять ту форму, которую одобряют другие».

В ходе экзистенциальной терапии всегда возникает и обсуждается вопрос о смерти, страх перед ней и бегство от этого страха, иногда – в деструктивное поведение. Особенно отчетливо экзистенциальная проблематика обнаруживается в работе с умирающими больными, опыт встреч/общения с которыми – бесценный урок для любого терапевта:

«Изучение пациентов было делом медицинского колледжа. В высшей школе пришло понимание того, как можно учиться у них».

В чем же заключается эта учеба? Например, в том, что врач всегда общается с человеком, а не с «больным». Пациентка И. Ялома, Паула, несмотря на тяжелое физическое состояние, не желает его обсуждать и делать своей основной проблемой.

Ее интересуют более глубокие вопросы – жизни и смерти, духовного совершенства, возможность помочь другим людям, страдающим от рака: «Я заинтересовался ею, как только она произнесла первые слова: «У меня терминальная стадия рака, но я не раковый больной».

Проводя терапию перед лицом неизбежной смерти, терапевт особенно остро осознает и пытается разрешить свои собственные экзистенциальные страхи: «Мы встречались вчетвером каждую неделю: …она, я, ее смерть и моя.

Она …научила [меня] думать о смерти и не бояться ее. Она помогла мне понять, что наше представление о смерти неверное. …«Это нейтральное со- бытие, – говорила она, – которое мы привыкли окрашивать в цвета страха».

В осознании человеком глубокого одиночества перед лицом собственной смерти, и в нежелании/неумении врачей преодолеть это одиночество заключается источник огромной душевной боли. Паула с возмущением говорит:

«Что происходит с врачами? Почему они не понимают важности своего присутствия? Они представить себе не могут, как они нужны именно в тот момент, когда им больше нечего предложить».

«Больше, чем смерти, люди боятся одиночества, неизменного спутника болезни. Мы стараемся пройти по жизни рука об руку с кем-либо, но умирать нам приходится поодиночке. Паула рассказала мне, что изоляция умирающего может быть двух видов.

Пациент сам старается отделиться от живых, не желая втягивать семью и друзей в свои страхи и жуткие мысли, или друзья, чувствуя свою бесполезность, неуклюжесть и неуверенность в том, что говорить и как себя вести, стараются избе- гать общения, желая находиться подальше от «предварительного просмотра собственной смерти»».

В очерке «Толстуха» И. Ялом описывает свой опыт работы с пациент- кой, страдавшей от избыточного веса. В ходе терапии выяснилось, что эта женщина всегда боялась похудеть. Ее отец умер от рака, когда она была подростком.

Болезнь сильно изменила его внешний вид. Он был полным добро- душным человеком, когда же пациентка увидела его на больничной койке, то ужаснулась тому, как он похудел. С тех пор она (хотя и осознавала всю глупость этого) опасалась, что излишняя худоба приведет ее к раку: «Если свеча толстая, она дольше горит».

Экзистенциальная терапия помогает людям не только войти в контакт со своим телом, но и осознать, что имеющиеся у них физические проблемы не являются чем-то не зависящим от них: они во многом отражают их отношение к жизни. Телесность является уникальным способом нашего существования в мире: она насыщена всеми его ценностными и смысловыми характеристиками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)