Институционально-функциональный концепт в современном понимании права

Разработка в науке теории государства и права научных подходов к пониманию права через призму его сущности закономерно повлекла внедрение в понятийно-категориальный аппарат такого понятия, как «функции права». Под функцией с этимологической точки зрения понимают «работу, производимую каким-либо органом», «круг деятельности».

В юридической науке вводится понятие функция (в переводе с латинского языка function — «исполнение») означает «круг деятельности», «назначение чего-либо». В науке теории государства и права принято разграничивать функции государства и функции права.

Функции государства — это «основные направления деятельности государства, благодаря которым реализуется назначение государства».

Функции права толкуются в юридическом понимании как направления деятельности, соответствующие функциям государства. Исходя из вышеуказанных дефиниций, следует, что под функцией права понимают направление воздействия права на общественные отношения, определяемое государством.

В результате функциями права в науке теории государства и права обозначают совокупность направлений воздействия права на общественные отношения, характеризующих происходящие внутренние и внешние процессы в обществе и государстве.

Разработка в науке теории государства и права категории «сущность права» позволила отразить внутренние черты права, выражающие его целевое назначение в обществе как социального явления. Сущность права в науке теории государства и права отражает цель создания права (правовых норм) формы ее достижения посредством осуществления правового воздействия на участников общественных отношений.

Рассматривая государство как политическую организацию общества, обеспечивающую единство и целостность народонаселения в рамках установленных территориальных границ посредством установления аппарата государственной власти и механизма государственного принуждения, правоведы определяют целевое назначение права.

Целевое назначение права предопределяется сущностью государства, которая зависит от уровня развития политической, экономической и социальной систем, конкретных исторических условий, социокультурных и иных особенностей развития общества и государства.

Если рассматривать целевое назначение права в условиях формирования первых государств, то стоит обратить внимание на положения, сформулированные Фридрихом Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». По Ф. Энгельсу, в условиях перехода от первобытного строя с появлением производящего хозяйства, прибавочного продукта и имущественного неравенства назревает необходимость упорядочения общественных отношений в политической, экономической и социальной системах общества.

Сложившаяся при рабовладельческом строе классовая сущность государства и права заключалась в регламентации на законодательном уровне внутренней стратификации общества, основанной на разграничении правого статуса представителей высшего и низшего классов.

Интересно
Классовая сущность права при классовых государствах заключалась в целевом назначении права, которое создавалось в целях выражения воли, удовлетворения интересов и потребностей экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии).

Вследствие этого для достижения целей и удовлетворения интересов экономически господствующего класса избирались формы и методы осуществления правового воздействия на участников общественных отношений.

О. Э. Лейст считает, что предназначение права при классовой сущности и выделении классов, сословий, групп, слоев и иных социальных образований состоит в устранении состояния «противостояния друг другу». Право призвано поддерживать определенный порядок в общественных отношениях с помощью нормативного регулирования, опирающегося на принуждение.

Для достижения порядка в общественных отношениях создается правопорядок, когда для упорядочения общественных отношений используется нормативная форма, которая поддерживается государственным принуждением.

Таким образом, право, имеющее классовую сущность, реализует следующие направления деятельности:

  • обеспечивает функционирование государства как политической организации классового общества;
  • выполняет функцию регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса;
  • обеспечивает правопорядок в общественных отношениях на основе соблюдения интересов экономически господствующего класса;
  • реализует механизм правового воздействия путем применения мер государственного принуждения, посредством использования средств насилия и подавления личности.

Эволюционное развитие институтов государств и права в Новое и Новейшее время повлекло существенную модернизацию функций, реализуемых правом. Установление общесоциальной сущности права отразилось на законодательном уровне в Основных законах (Конституциях) государств.

Общесоциальная сущность права предполагает обеспечение:

  • недопустимости разграничения общества на классы, гарантирование равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, национальной принадлежности, происхождения, рода деятельности, места проживания и т. д.;
  • доступа социума (народа) к управлению государством, государственной и муниципальной службе;
  • реализации государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти в интересах социума (народа).

В результате при социальной сущности права:

  • правовые нормы создаются в целях социума (народа);
  • социум (народ) участвует в процессе правообразования и выражает в правовых актах свою волю;
  • правовые нормы принимаются для удовлетворения потребностей и интересов социума (народа);
  • для достижения целей и удовлетворения интересов социума (народа) избираются методы правового воздействия на участников общественных отношений, основанные на убеждении и принуждении с установлением запрета на использование средств, унижающих честь и достоинство личности.

Определяя функции права при общесоциальной сущности права, профессор Р. З. Лившиц указывает на главенствующую роль охраны общественного порядка. По мнению В. Л. Кулапова, при общесоциальной сущности право призвано урегулировать отношения в обществе на основе компромисса многообразных интересов и сбалансировать волю общества посредством общеобязательных правовых предписаний, определяющих меру свободного поведения человека.

Как считает О. Э. Лейст, при общесоциальной сущности право обеспечивает стабильность и авторитетность власти, устанавливает «прочный правопорядок» посредством создания аппарата правоохранительных органов.

Таким образом, право, имеющее общесоциальную сущность, выполняет функции, направленные на:

  • обеспечение функционирования общества как единого социального организма;
  • регулирование общественных отношений в интересах всех членов общества;
  • обеспечение правопорядка в общественных отношениях;
  • сохранение уважения к общесоциальным ценностям, достигнутым в ходе развития государства и права;
  • соблюдение незыблемости естественных прав и свобод человека, гарантируя равенство прав независимо от пола, расы, языка, имущественного и должностного статуса и т. д.;
  • реализацию механизма правового воздействия путем применения мер убеждения и принуждения, гарантируя недопустимость использования средств насилия и подавления личности.

При общесоциальной сущности приоритетной функцией права является общесоциальное регулирование отношений в обществе, осуществляемое в интересах всех членов общества и обеспечивающее в общественных отношениях порядок на основе приоритета принципов равенства, свободы и справедливости.

Право обеспечивает реализацию социальной ответственности, преобразуемой в юридическую ответственность. Вместе с тем применение методов принуждения при общесоциальной сущности права базируется на принципах законности, соразмерности, неотвратимости, справедливости и гуманизма.

Первостепенное значение на современном этапе демократизации политической системы и развитии правовой государственности приобретает создание условий для:

  • гарантирования незыблемости естественных прав и свобод человека на внутригосударственном и международном уровнях;
  • достойной жизни граждан;
  • свободного развития личности.

Следовательно, исходя из сущности права, определяется целевое предназначение права и характер нормативно-правового регулирования. На целевое назначение и функции права влияние оказывает совокупность факторов, в том числе характер формационнного развития экономики государства, национальный состав населения страны, социокультурный уровень развития общества и др.

Выявление в науке теории государства и права основных функциональных направлений воздействия права на общественные отношения с учетом разграничения сущности государства обусловило установление общих закономерностей, касающихся целевого назначения права и реализуемых им функций.

Главенствующим целевым предназначением права как социального явления признается осуществление юридических функций. Право служит юридическим обоснованием основных направлений деятельности государства в ходе реализации им внутренних и внешних функций.

К юридическим функциям права в науке теории государства и права относят регулятивную, охранительную, компенсационную, восстановительную и ограничительную функции. Главенствующей функцией права, вытекающей из основного назначения права, предусматривающего упорядочение общественных отношений, признается регулятивная функция.

С учетом разграничения трех систем в общественных отношениях и государственной идеологии, необходимых для существования и развития государства, предлагается разграничивать четыре уровня подфункций регулятивной функции права:

  • регуляция политических отношений, связанных с регламентацией принципов организации и функционирования органов государственной власти, органов самоуправления и иных институтов политической системы, включая политические партии и т. д.;
  • регуляция экономических отношений, направленная на регламентацию права собственности в отношении социально-значимых объектов, процесса производства, осуществления хозяйственной и предпринимательской деятельности и т. д.;
  • регуляция социальных отношений, связанных с регламентацией правового статуса социальных категорий, исходя из признаков пола, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, рода деятельности, убеждений и т. д.;
  • регуляция идеологического мировоззрения, направленная на установление социально-значимых ориентиров для поведения индивидов в обществе.

С учетом эволюционного детерминизма регулятивная функция, по мнению С. С. Алексеева, предусматривает выделение двух ее подфункций:

  • статическую подфункцию, которая заключается в воздействии
    на общественные отношения посредством закрепления правовых институтов, характеризующих устойчивостью в правоосуществлении, в частности в установлении правом таких категорий, как форма государства, правовой режим, правовое регулирование, правовой статус человека и гражданина, правовой статус юридического лица, правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, деликтоспособность, правовове воспитание и т. д.;
  • динамическую подфункцию, которая выражается в воздействии на общественные отношения посредством новеллизации правовых институтов в условиях обновления политических и социально-экономических отношений, глобализационных процессов, происходящих в межгосударственных и международных отношениях.

Следующей функцией, присущей праву как социальному нормативному регулятору, является охранительная функция. Охранительная функция права направлена на создание с помощью правовых средств механизма защиты общественных отношений, представляющих особую значимость для человека, общества и государства.

Охранительная функция осуществляется посредством реализации пяти направлений правового воздействия на общественные отношения:

  • закрепление в правовых нормах предписаний, устанавливающих меру дозволенного поведения путем регламентации перечня общественных отношений, взятых государством под охрану;
  • установление в правовых нормах запретов на совершение конкретно-определенных действий под угрозой применения мер государственного принуждения;
  • регламентация в санкции правовой нормы конкретной меры принуждения, налагаемой государством при нарушении установленного правового порядка;
  • реализация юридической ответственности при совершении лицом правонарушения путем применения мер государственного принуждения в соответствии с санкцией правовой нормы;
  • осуществление превентивного(предупредительного) воздействия на иных членов общества ввиду применения к правонарушителю мер государственного принуждения и наступления в отношении правонарушителя негативных последствий, связанных с ограничением или лишением общепринятых в обществе прав и свобод.

Право реализует компенсационную функцию, связанную с регламентацией правовыми нормами обязанности лица, нарушившего установленный в обществе правопорядок, возместить государству, обществу и потерпевшему причиненный совершением правонарушения ущерб или вред.

Значимость компенсационной функции права подчеркивается международными правовыми актами. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. одной из ключевых функций в механизме правового регулирования является обеспечение правом компенсации причиненного негативными последствиями правонарушения ущерба (ст. 8).

Интересно
Негативным последствием совершения правонарушения является утрата объективированными общественными отношениями качественных и количественных свойств, позитивируемых обществом и предусмотренных законодателем в процессе законодательной регламентации.

Правонарушающее поведение представляет собой противоправное деяние, выраженное в сознательно активном (действие) либо пассивном (бездействие) поведении человека, влекущем негативные изменения в системе общественных отношений и наносящее ущерб (вред) охраняемым законом общественным отношениям.

Правонарушающее поведение, по мнению В. В. Мальцева, обусловливает негативные изменения, находящие выражение в ущемлении, изменении, нарушении и разрушении действующих общественных отношений. Правонарушающее поведение оказывает воздействие на охраняемые законом социальные ценности, тем самым препятствует поступательному развитию общественных отношений.

Для реализации правом компенсационной функции первостепенное значение имеет установление правовой оценки характера общественных отношений, возникших в результате совершенных противоправных действи. Степень общественной опасности правонарушений определяется причинением сложившейся системе общественных отношений «социального зла».

С. В. Краснопеев указывает, что последствиями правонарушения следует считать ущерб (вред), связанный с негативными изменениями «социальных, правовых, экономических, нравственных и иных ценностей общества».

Юридическая оценка содержания негативных последствий правонарушения предопределила разграничение на доктринальном уровне «вреда» и «ущерба» как правовых категорий. Причинение (нанесение) ущерба предполагает изменение (разрушение) установленной государством и охраняемой законом системы общественных отношений.

С учетом сферы и характера причиненного ущерба негативные последствия правонарушения разграничивают на следующие виды:

  • политические негативные последствия, влекущие причинение ущерба основам государственного строя, органам государственной власти, самоуправления и иным институтам политической системы, миру и безопасности человечества;
  • экономические негативные последствия, сопряженные с причинением ущерба институтам экономической системы;
  • социальные негативные последствия, вызванные причинением ущерба основам общественного строя, общественному порядку и общественной безопасности, правам и свободам человека и гражданина.

К негативным последствиям правонарушения в форме причиненного вреда относят негативный результат, который наступил непосредственно в отношении участников (субъектов) общественных отношений.

Принимая во внимание субъективную и объективную направленность правонарушающего поведения, разграничивают:

  • физический вред, связанный с причинением вреда жизни и здоровью человека;
  • материальный вред, обусловленный причинением вреда имущественным интересам человека, общества и государства;
  • нравственный вред, сопряженный с причинением вреда человеку, обществу и государству с учетом чувственно-эмоционального и психологического факторов.

Реализация правом компенсационной функции с учетом объема, характера и степени общественной опасности негативных последствий правонарушения предопределяет дифференциацию юридической ответственности. Компенсационная функция права предусмотрена в отношении незаконных действий государства, государственных органов, должностных лиц, юридических и физических лиц. Размер реализуемой правом компенсационной функции определяется нормами отраслевого — уголовного (возмещение морального вреда), гражданского, трудового права.

Право выполняет восстановительную функцию, предусматривающую восстановление нарушенного совершением правонарушения права, например возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д.

Право осуществляет ограничительную функцию, которая направлена на установление правовыми предписаниями ограничений на совершение правонарушителями определенных действий в целях обеспечения интересов других лиц, общества и государства, касающихся основ конституционного строя, государственной безопасности, здоровья, нравственности и т. д. Целевое назначение права как социального явления и универсального регулятора общественных отношений состоит в осуществлении общесоциальных функций.

К числу общесоциальных функций права в современной науке теории государства и права относят:

  • культурно-историческую функцию, которая заключается в создании правовых норм на основе исторически сложившихся общепризнанных социальных, культурных и духовных ценностей, ставших достижением российского и международного сообщества;
  • воспитательную функцию, которая направлена на:
  • формирование социальных и правовых установок индивида на совершение социально-полезной деятельности;
  • повышение уровня общественного и правового сознания, правового просвещения и правового воспитания;
  • функцию социального контроля, предусматривающую механизм воздействия на поведения индивидов путем:
  • стимулирования социально-полезного поведения;
  • регламентации стимулов правомерного поведения;
  • определения мер, сдерживающих от совершения неправомерных действий;
  • влияния на выбор социально-полезной деятельности;
  • формирования устойчивого противостояния индивидов установкам криминальной субкультуры;
  • информационно-регулирующую функцию, которая состоит в осуществлении информационного воздействия на индивида, общество и государство, обеспечивающего:
  • развитие правового просвещения и правового воспитания;
  • предоставление достоверной информации об эффективности действующего механизма правового регулирования.

Сложившееся в современной науке теории государства и права многообразие подходов к оценке социального предназначения права обусловило выделение трех форм воздействия права на общественные отношения:

  • информационное воздействие;
  • ориентационное воздействие;
  • механизм правового регулирования.

Информационная форма воздействия права на общественные отношения предусматривает доведение до индивидов, юридических лиц информации о вариантах поведения, подлежащих одобрению или порицанию государством и обществом на законодательном уровне. Ориентационная форма воздействия права на общественные отношения предполагает формирование у индивидов и юридических лиц правовой установки к соблюдению правовых предписаний, установленных государством.

Форма воздействия права путем реализации механизма правового регулирования состоит в:

  • непосредственной реализации индивидами и юридическими лицами правовых предписаний путем соблюдения, использования и исполнения норм права;
  • применении права управомоченными органами государственной власти с целью гарантирования законности и восстановления социальной справедливости.

Подводя итог анализу институционально-функционального концепта в современном понимании права, следует отметить целевое назначение права как социального нормативного регулятора, заключающееся в реализации юридических, в том числе регулятивной, охранительной, компенсационной, восстановительной и ограничительной функций.

Отличие права как универсального социального регулятора общественных отношений состоит в осуществлении общесоциальных, в частности информационно-регулирующей, воспитательной, культурно-исторической функций и функции социального контроля.

Наделение права юридическими и общесоциальными функциями предопределяет многообразие форм воздействия права на общественные отношения, среди которых приоритетное значение отводится механизму правового регулирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)