Возникновение медико-психологических знаний и предмет медицинской психологии

Возникновение медико-психологических взглядов началось еще в донаучную эру. Достаточно указать на Гиппократа, великого врача и мыслителя древней Эллады, создавшего, в частности, первые описания типов человеческих индивидуальностей по особенностям темперамента. Знаменитая клятва Гиппократа является образцом этико-деонтологических поисков и истинного медико-психологического подхода к личности больного человека, к самому врачебному искусству и к правилам взаимоотношений врача и пациента. Приведем цитату из этой клятвы: “Клянусь Аполлоном, врачами Асклепием, Гигеей и Манакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно своим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах: его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора: наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении, а также и без лечения, – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.

В научную эру шаманско-религиозного и мистического понимания психологии существовала практика магического воздействия на человека, в том числе и на заболевшего, с помощью различных вариантов словесного и невербального внушения (суггестии). В реликтовых папирусах древнего Египта обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний. Традиционная медицина Востока (Китай, Индия, Япония) особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела, то есть тем взаимоотношениям, которые современная медицина называет психосоматическими.

Духовная практика древнеиндийских йогов привела их к нахождению практических способов психической саморегуляции, положенных в основу современных вариантов аутогенной тренировки, ныне широко применяемых как для профилактики нервно-психического перенапряжения у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, учащихся и др.), так и для психотерапии пограничных психических расстройств.

Этико-деонтологическим правилам взаимоотношений врача и больного учили в медицинских школах древней Персии, выпускавших врачей трех профилей: “исцелителей ножом” (хирургов), “исцелителей законом” ( т.н. “мастера здоровья”, занимавшиеся устранением причин болезней), и ‘исцелителей святостью” (психотерапевтов). Древнеримскому мыслителю Цицерону приписываются слова, положенные в основу повседневного современного врачевания: “Не вреди!”

Знаменитый таджикский врач Авиценна, автор прославленной книги “Канон врачебной науки”, давая рекомендации “одновременно как для души, так и для тела”, заложил основы профилактики и
развития мер охраны психического и телесного здоровья, основанных на прогрессивном по тому времени утверждении, что “местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг”. Последующее развитие анатомии (Андрей Везалий), изучение кровообращения (Гарвей), расцвет итальянских медицинских школ в Падуе и Пизе, открытие Королевского колледжа в Лондоне способствовало углублению медицинских знаний и развитию параклинических методов исоледования больных.

В девятнадцатом веке все большее внимание уделяется изучению психических влияний на организм французскими учеными Бернгеймом и Шарко, русскими врачами – хурургом Н.И. Пироговым, терапевтами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, В.А. Манассеиным, С.П. Боткиным и психиатрами И.М. Балинским, С.С. Корсаковым и др.

Известно тонкое психологическое наблюдение М.Я. Мудрова, описанное в его книге “Слово о способе учить и учиться медицине”:”Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной испытал и знает, каков ты. Из всего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее”.

Большой вклад в развитие медико-психологических знаний и естественно-научного становления медицинской психологии как науки внесли великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

В своей книге “Рефлексы головного мозга” И.М. Сеченов создал теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. Так, например, в работе “Элементы мысли” И.М. Сеченов, писал, например, следующее: “Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него”. И.П. Павлов, возведя рефлекторную теорию И.М. Сеченова в экспериментально-обоснованную науку, создал учение о высшей нервной деятельности, дал обоснование физиологической сущности типов нервной системы, некоторых видов психотерапии (внушения и гипноза), показал динамический характер локализации функций головного мозга и т.д.

Великий русский психиатр В.М. Бехтерев открыл первую экспериментально-психологическую лабораторию в России в 1885 г. при медицинском факультете Казанского университета, внес огромный вклад в развитие медицинской психологии и психотерапии. Его ученики и последователи, сотрудники Научно-исследовательского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева (В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарский и др.) являются основоположниками нового современного этапа развития медицинской психологии. Этот этап характеризуется интеграцией медицинской психологии с другими отраслями специальной психо логии, в частности, психологии личности, социальной психологии, обоснованием методов патогенетической психотерапии неврозов и
пограничных состояний, развитием междисциплинарных связей психологии с другими отраслями научных знаний (экология, психогигиена, кибернетика, эргономика).

Вместе с теорией медицинской психологии получили дальнейшее развитие и методы психокоррекции и психотерапии, благодаря, в частности, возникновению кафедр психотерапии при институтах усовершенствования врачей в Харькове, Москве и Ленинграде.

Усовершенствование врачей в порядке последипломного образования по медицинской психологии и психотерапии, внедрение медико-психологических знаний в трудовую и учебную деятельность здорового человека, способствовало многоаспектному развитию медицинской психологии на современном этапе, приближающемуся к обеспечению ВОЗовского понимания здоровья, как “состояния человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие”.

Итак психология – наука о внутреннем, душевном мире человека, изучающая психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Если общая психология занимается изучением нормальных психических явлений и личностных свойств человека, то медицинская психология, является одной из разновидностей специальной психологии и прикладной отраслью медицинской практики. Основным содержанием медицинской психологии как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э. Кречмеру, психологический анализ природы болезней, шире говоря, предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы лечебных психологических влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих обслуживанию больного, в частности в системе “врач-медработник-пациент”.

В свою очередь, сама медицинская психология может быть разделена на общую и частную (или специальную). Общая медицинская психология изучает психологические закономерности больного человека, психологию медработников (врача, среднего и младшего медперсонала), психологию повседневного общения в системе “врач-больной”, особенности психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

Частная медицинская психология занимается изучением психологических аспектов болезней, например, в клинике внутренних болезней, хирургии, урологии, акушерстве, гинекологии, эндокринологии, дерматовенерологии, в геронтологии, при нервных и инфекционных заболеваниях и т. п. Поскольку существенным разделом мед. психологии являются мероприятия по сохранению и укреплению здоровья человека, то мед. психология тесно переплетается с практикой психогигиены и поихопрофилактики. Если некоторые психиатры (Л.Л. Рохлин, Н.В. Иванов) считают психогигиену частью психиатрии, то
медицинские психологи (Б.Д. Карвасарский, К.К. Платонов), гигиенисты (И.И. Беляев), психотерапевты (И.З. Вельвовский) склонны выделить ее в отдельную отрасль медико-психологических знаний, вычленяя из общей гигиены, ставящей общие проблемы оздоровления человека, дифференцированные следующими частными задачами, среди которых ведущее значение приобретают (по Г.К. Ушакову и Н.Д. Лакосиной):

  • психогигиена медико-генетических советов и консультаций;
  • психогигиена семьи, в частности, неполной и дисфункциональной;
  • психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни, включая пубертатный и климактерический;
  • психогигиена брака и половой жизни;
  • психогигиена обучения, воспитания и труда (медработников);
  • психогигиена режима лечебных учреждений;
  • психогигиена взаимоотношений врача и больного.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)