Волевые качества

Сила воли проявляется во всем волевом процессе: в появлении стремлений, в скорости принятия решений, в решимости, в самообладании. Решимость – это полная уверенность в исполнимости решения. Самообладание – это сила воли, проявляющаяся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели (“уменье властвовать собой”).

Сила воли, проявляющаяся в преодолении опасных для благополучия и жизни человека препятствий, называется смелостью. Воля характеризуется настойчивостью, то есть умением совершать неоднократно волевые акты в течение длительного времени для достижения определенной цели. От настойчивости надо отличать упрямство – неадекватную настойчивость в выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Противоположным качеством настойчивости является податливость, определяемая легкостью изменения решения под влиянием других лиц или случайных обстоятельств. Если же решение принимается со стороны без критики и уже в готовом виде, то можно выявить внушаемость.

Но, кроме настойчивости о затратой сил и времени, человеку приходится преодолевать физические и моральные страдания, характеризующие его выносливость и терпение. Сознательная терпеливость и выдержка целенаправлены и всегда связаны с инициатвой и не похожи на покорность – безинициативное и безвольное подчинение чужой воле и силе обстоятельств.

Нерешительность (состояние противоположное решительности) часто сопровождается растерянностью, недостаточной опытностью, когда она обусловлена недостатком знаний, навыков и умений.

Исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Дисциплинированность – тоже свидетельство волевых качеств личности, ибо дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении называется мужеством.

Воля тесно связана с нравственными свойствами личности, ибо при исполнении целей не все равно какими принципами руководствовался человек и какими средствами их достигал. Моральной волей мы называем лишь ту волевую активность, которая проявляется ценными качествами: решительностью, постоянством, смелостью, настойчивостью, выносливостью, самообладанием, сочетающимися с социально-этическими принципами гуманизма.

Воля воспитуема. Уже в игре у детей формируются определенные волевые качества, закрепляемые в труде и последующей профессиональной деятельности. Воспитание воли состоит в закреплении и развитии ее положительных свойств – инициативности, смелости, самообладании, настойчивости, выносливости, принципиальности, самокритичности и дисциплинированности. Психическая и эмоциональная регуляция взаимосвязаны, ибо положительные эмоции, самоприказы, самоободрения способствуют выработке прочных условно-рефлекторных связей с волевыми актами.

А.С. Макаренко подчеркивал, что “большая воля – это не только умение пожелать и добиться, но умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть и машины, без тормоза нет и не может быть никакой воли”. Решив работать над собой, надо начинать немедленно, борясь с трудностями, надо подбадривать себя, внушать себе веру в успех – ‘молодец”, “все выйдет”, “все в моих силах”. Надо идти от простого к сложному и контролировать свои результаты.

“Та внутренняя техника, которую я проповедую и которая нужна для создания правильного творческого самочувствия, базируется в главных своих частях как раз на волевом процессе… вот почему многие артисты так глухи к моим призывам.” Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, данная человеку не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением, самоопределением. К.С. Станиславский советовал начинать день с оценки своего поведения: что сделано для развития своей творческой воли, – <ваш день – такие же “предлагаемые обстоятельства”, какие вам даются в каждой роли. Начинать же надо с самого простого – с самоорганизации и выработки постоянной готовности к работе, с дисциплины в театре: <Считается нормальным явлением подшутить над только что прочитанным произведением. Эта шутка, охлаждающая только что зародившееся увлечение,… первое препятствие при развитии “воли”. И чем остроумнее шутка, тем труднее обломать ее вредное действие в коллективном творчестве.

Воспитание воли тесно связано и с воспитанием образного мышления и чувств. Развитие мышления создает условия для наиболее сознательной постановки цели, оно способствует обоснованному выбору решений и действий, а воспитание положительных моральных чувств, высоких этических и эстетических качеств личности одновременно является и средством воспитания высокой моральной ответственности человека перед людьми, действенных мотивов формирования и развития гармонично развитого человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)