Обучение саногенному мышлению

Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное (шире говоря – психическое) состояние является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики зав. кафедрой педагогики и психологии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова профессор Ю.М.Орлов.

Метафорически он различает “человека привычки”, “человека воли”. Под “человеком привычки” понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к саморефлексации, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение по терминологии психологов может быть названо “полевым”, ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить “человека привычки“, ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание. “Человек воли” не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психо- гигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, “отчуждения” так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой является знание и умение мыслить саногенно, т.е. здраво и так, как необходимо для реализации поставленной цели. Обучение саногенному мышлению предполагает культуру мышления, способность управлять своим умственным миром. Саногенное самопознание включает в себя не только управление своей волей, но и умение направлять ее на достижение мотивов собственного поведения, на совершенствование своего нравственного облика. С этих позиций безнравственным является импульсивное поведение учителя, кричащего на учеников, не сопереживающего им, не видящего в них положительных качеств, не умеющего создать благоприятный эмоциональный фон учебной деятельности. Саногенное самопознание предполагает и сознание своих эмоциональных барьеров, мешающих морально-волевой тренировке. Саморефлексия, направленная на анализ своих потребностей и желаний, критическое осмысление конфликтных ситуаций и эмоциональных барьеров, мешающих принятию волевого решения, помогает самовоспитанию и формированию саногенного мышления.

Вот как профессор Ю.М.Орлов описывает черты патогенного мышления:

  • полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести;
  • поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, то образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера, например, обиженный становится обидчиком, ревнивый превращается в параноика и т.д.:
  • патогенное мышление исключает рефлексию, т.е. способность рассмотреть себя и свое состояние со стороны. В нем присутствует полная “включенность” в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов;
  • для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти отрицательные образования: обиду, ревность и др. Нет стремления отделаться от них, наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.

В то же время саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, “комплексов” и т.п. Оно “угашает” отрицательные заряды”, включение в воспоминания и ситуации человеческого страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает нервно-психические новообразования.

Черты саногенного мышления:

  • рефлексия и интроспекция, отделяющие Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием, субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их подобно наблюдению в эстетике “театра отчуждения” по Б.Брехту;
  • “проигрывание” ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что создает угасающий эффект негативным эмоциям;
  • саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании “строения” тех психических состояний, которые контролируются, здесь возрастает необходимость психологического консультирования учащихся;
  • овладение саногенным мышлением предполагает обучение навыкам погружения самого себя в состояние умиротворенности и расслабления. Подобная аутогенная релаксация потенциирует успех самовоспитания, раздельное применение аутотренинга менее эффективно;
  • процесс интроспекции невозможен без сосредоточения, поэтому обучение мышлению обеспечивает и концентрацию внимания, необходимый элемент педагогической профессии.

Основание мотивов своего поведения способствует образованию “мотивационного синдрома потребностей”, т.е. возникновению множества мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и даже из предвосхищения ее. Саногенное мышление закрепляется, когда моделируемое в сознании человека идеальное межличностное поведение, обрастает мотивами ради которых он это делает (алыруистические, творческие, мотивы достижения успеха ит.п.).

Обучение саногенному мышлению основано на расширении полисознания, т.е. включения в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Замечено, что педагог, не владеющий вниманием, с суженным полем сознания, легче невротизируется, чаще дает реакции “короткого замыкания” в процессе общения с учащимися – вспышки гнева, импульсивные проявления (расстройства настроения – озлобленность и эмоциональную напряженность (дисфории и т.п.). Расширение поля сознания облегчает тренировку внутренней самодисциплины, препятствующей “нервным срывам”. В работе по самовоспитанию важна не столько работа по осознанию “схемы тела”, сколько аналитическое размышление по поводу механизмов психологической зачёты собственного “Я”, каковыми являются, например, идентификация, проекция, реакциеобразование, сублимация. Акт идентификации вызывает эмоциональные расстройства типа тревоги, беспокойства при отождествлении себя с людьми, предметами, обстоятельствами, которые подвержены какому-то отрицательному влиянию. Тогда и поведение человека, не владеющего саногенным мышлением и дисидектификацией, отрицательно поляризуется, заряжая негативной валентностью. В то же время,
самовоспитание и самоанализ, направленный на выявление причин отрицательной идентификации, может позитивно энергетизировать его творческую деятельность и способствовать формированию позитивной “Я”-концепции”.

Так как самосознание защищает от рассогласования между “Я концепцией” и реальным поведением личности, то в процессе самовоспитания корригируется представление о реальном Я путем осознания механизмов психологической защиты.

Простейшей формой защитного поведения в ситуациях эмоционального перенапряжения и фрустрации и является бегство, уход от фруотрирующей ситуации. Негативным слепком этого поведения является уход в себя (чрезмерная интроверсия). И то и другое поведение, фиксируясь, ведут к дисгармонии личностного развития человека.

К дисгармонии может привести и сверхкомпенсация, когда уход (даже в общественно значимую) деятельность, одностороннее развитие умственных и духовных сил не дает возможности развитию других сторон человеческой личности.

Защитные механизмы лежат и в основе снижения или даже выключения некоторых психических процессов памяти и внимания, (“запамятовал” неприятное событие) и психологических расстройств, например, функциональный амавроз (временная слепота) у педагога, увидевшего возвращенного в класс дирекцией ранее изгнанного студента (“перцептивная защита”).

Если при идентификации происходит приписывание себе свойств другого человека (как правило, положительных, то процесс приписывания другим своих, как правило отрицательных свойств, называется проекцией. Этот механизм, как и рационализация (“удобное” объяснение, оправдание) тоже является защитным, так как избавляет от фрустрации, регулируя несоответствие между “Я” – концепцией” и реальными явлениями (“виноград-то зелен”) . Если ни один из указанных механизмов не срабатывает, то происходит формирование контрастных реакций: наигранная или неестественная доброта педагога. Если психологическая защита дает временную регуляциюэмоционального состояния, то саногенное мышление создает новые конструктивные виды поведения.

Методика обучения саногенному мышлению начинается с организации самосознания. Обращение к дневнику регулирует эмоциональные переживания, фиксирует события для более глубокого осознания, документирует поступки и самохарактеристики, явно объективизирует самозащитное поведение, психические реакции, их причины.

Затем следует “работа ума” по выяснению отношения к ведущей деятельности, составляющей главное содержание жизни, индивидуальный стиль деятельности; отношения к близким, к членам студенческого коллектива и отдельным учащимся, к институту и другим источникам. Информацией для размышления являются знания того, что думают другие люди, включенные в указанные отношения, использование для самопознания художественных произведений литературы, кино, радио, театра, телевидения и других средств массовых коммуникаций. Работа по самовоспитанию полезна в контексте целей саморегуляции, избавления от вредных привычек (курения, бытового пьянства) и иных нервно-психических расстройств, для тренировки работоспособности, развития способностей и реализации их в свободном творческом труде.

Самовоспитание направлено также на решение частных задач – развития определенных общих и частных способностей интеллекта, творческого воображения, восприятия, профессиональной памяти, педагогических навыков и умений. (Л.И.Рувинский).

Первый этап обучения саногенному мышлению – это контроль над образами – стимулами. Поэтому желающий научиться управлять собой должен выработать в представлении положительно окрашенный образ – стимул. Второй момент, кроме указанного пускового стимула -образа, – научиться получать удовлетворение от других действий, т.е. не раздражаться при виде неприятного человека. С этой целью надо с помощью определенного навыка переключиться на удовлетворение от других представлений. Так как образы являются продуктом перцептивной деятельности, то надо усвоить правило: “если образ сочетается с определенным переживанием и это повторяется довольно часто, то постепенно сам образ становится источником такого переживания”. Так. если образ сочетается с неприятными переживаниями, то он приобретает сам по себе способность вызывать отрицательные чувства, например, боль, испытанная ранее от приема какой-то пищи, теперь вызывает отвращение, вследствие реминисценций (случайных и непроизвольных воспоминаний).

Основой научения является переживание, поэтому и любой акт мысли, сочетающийся с переживаниями, способствует усилению этой мысли. Приятные переживания, испытанные ранее в трудовой учебной или творческой деятельности, вызывают притягательность, любовь к делу.

Кроме защитного поведения, мотивируемого стремлением избавиться от неприятных переживаний и фрустрирующих эмоций, существует и другое, конструктивное поведение, стимулируемое положительными мотивами.

Итак, методика обучения саногенному мышлению такова:

  • надо ясно представить себе положительное переживание, например, от учебы или творчества, и воспроизвести его образ в сознании (рабочий стол, учебники, пространство сцены и т.п.);
  • в воображении как можно ‘яснее и четче следует представить результаты сделанного и ожидаемую цель “не включаясь” в отрицательные свойства предмета или события;
  • специально сосредоточить свою мысль на том, что результат интересен сам по себе, безотносительно к его оценке окружающими – творческий труд ради самого процесса труда;
  • нужно сказать себе, что награждаете себя именно за то, что выполнили заданное точно таким образом, как замыслили.

Способность к сосредоточению – условие психического самоконроля. Чтобы вызывать в сознании образы, необходимые для успешной деятельности, например, образы удовлетворенности результатом деятельности, или воспроизвести в памяти те ситуации прошлого, в которых подобная деятельность успешно реализована, нужно сосредоточение, чтобы потом они заменились приятными состояниями, сопровождающими данную деятельность.

Для успеха самовоспитания полезно регистрировать свои результаты или отражать их в своих дневниках и записках.

Нецелесообразно злоупотреблять самоприказами. В некоторых случаях возникает различного рода искушение, мешающее человеку выполнить действия, предусмотренные его программой воспитания, тогда следует приказать самому себе сделать во чтобы то ни стало запланированный фрагмент работы или намеченную физзарядку. Но так как любой приказ есть насилие над самим собой, то постоянно пользующийся самоприказами, вырабатывает в себе не какие-то новые черты, а только одну способность: эффективного насилия над самим собой. Задача самовоспитания состоит в том, чтобы соединить желаемое с нужным и полезным. Поэтому самоприказы – метод, который должен применяться ограниченно.

Из анализа записей 8 дневниках виден также уровень притязаний и уровень планируемой трудности. Надо помнить также, что завышенные притязания и планирование высокого уровня трудностей может привести к нервному срыву, ибо этот механизм лежит в основе неврастенического конфликта. (Б-Д.Карвасарский) Поэтому само обязательство должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимального напряжения трудности.

Необходимо также подведение итогов самовоспитания, ибо положительное эмоциональное самоподкрепление стимулирует самосовершенствование, лежащее в основе потребности человека в самореализации.

Следует отметить и влияние акцентуированных черт характера на процесс самовоспитания. Так, известно, что истерическому типу личности свойственны черты эгоизма, претенциозности, переоценки своей личностей. Эти заострения характера и должны стать “мишенью” для самовоспитательной работы у гипертимных акцентуантов вследствие их избыточной общительности, коммуникативной расточительности страдает процесс сосредоточения, циклоидные и лабильные акцентуанты в периоды спада настроения должны чаще применять формулу самоободрения и воспоминания хороших сторон жизни и профессиональной деятельности. Эпилептоидные и эксплозивные заострения требуют для профилактики своей аффективной взрывчатости тренировки в самоконтроле. Шизоидным – и сензитивным личностям целесообразно нацеливать работу по самовоспитанию на развитие качеств общительности и доверчивости. Следует предостеречь, что склонность к самоанализу и самокопанию при психастенической акцентуации не способствует успеху самовоспитания, если оно не сочетается о работой по тренировке воображения и выработке положительно окрашенных эмоций с чувством удовлетворения сделанным.

В случае поихопатизации и невротического развития личности (фобического, ипохондрического) полезны, наряду с консультацией психоневролога, аутодидактическая групповая работа по методике социально-психологического треннинга).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)