Учение о боли

Боль — это своеобразное психофизиологическое состояние человека, которое возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей, вызывающих органические или функциональные нарушения
в организме.

Исходя из системного подхода, целесообразно рассматривать боль как интегративную функцию организма, которая мобилизует самые разнообразные функциональные системы для защиты его от вредящего фактора и включает такие компоненты, как сознание, ощущения, эмоции, память, мотивации, вегетативные и поведенческие реакции.

Существуют различные подходы к объяснению боли.
Психоаналитический подход

Боль — плач — утешение любимым человеком — устранение боли. Эта цепь играет важную роль в становлении нежных любовных отношений и позволяет объяснить «сладкое удовольствие» от боли. Боль позволяет сблизиться с любимым человеком.

Боль — наказание. Боль наносится, если « я плохой». В этом случае она сигнал вины, важный посредник для искупления вины (некоторые люди рады боли, если это приводит к прощению их и соединению с любимым человеком).

Боль сочетается с агрессивными стремлениями и стремлениями к власти. Если они встречают сильное противодействие — возникает боль.

Существует определенная связь между болью и реальной или воображаемой потерей любимых лиц, в особенности, если есть вина в агрессивных чувствах по отношению к ним. Человек уменьшает чувство
потери, испытывая боль в своем теле. Боль может заменить потерянный объект любви, локализация боли определяется бессознательной идентификацией с ним.

Поведенческий подход

В бихевиоризме развитие хронической боли объясняется на основе оперантного научения. Типичное поведение при хронической боли или «привычка к боли», возникнув как следствие незначительного поражения, продолжается, пока последствия благоприятны, и, в конце концов, отрывается от лежавшей в основе патологии и сохраняется после того, как органический патогенный фактор утрачен.

Когнитивный подход

Убеждения, оценки и ожидания относительно боли, ее интерпретация влияют на поведение и эмоции больных. Современные концепции боли указывают на многокомпонентность болевого переживания.

Три психологических уровня боли (Г. Н. Кассиль):

  • специфические особенности боли как обычного физиологического чувства;
  • мотивационно-эмоциональные проявления;
  • познавательно-оценочный аспект боли.

Три компонента болевого переживания (М. Бонд):

  • сенсорный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий.

Боль ощущается через сенсорные сигналы, поступление которых в мозг приводит к болевым ощущениям. Они называются ноцицептивными (болевыми), а их рецепторы — ноцицепторами, то есть это нервные окончания, при возбуждении которых человек ощущает боль.

Рецепторы боли находятся:

  • в коже;
  • в соединительных оболочках мышц;
  • во внутренних органах;
  • в надкостнице;
  • в роговице глаза.

Восприятие боли имеет сложный характер. Чувствительность к боли варьирует в широких пределах. Под влиянием представления о типе боли и возникающего на его основе напряженного ожидания сильно эмоционально-отрицательно окрашенного:

1.Значительно повышается чувствительность (уменьшаются пороги болевой чувствительности).
2. Повышается выносливость к боли (увеличиваются верхние пороги болевой чувствительности) благодаря включению в переживание волевых компонентов.

Переживание боли зависит от:

  • силы и длительности болевого раздражителя;
  • типа нервной системы;
  • психологических факторов:
  • отвлечение внимания и сосредоточение на боли;
  • ожидание боли;
  • прошлый опыт;
  • эмоциональные состояния (горе, радость, гнев);
  • особенности личности (стойкость и выносливость;
  • изнеженность;
  • общественно-моральные установки; содержание и направленность жизненных отношений человека,определяющих его отношение к боли).

Боль вызывает функциональные изменения вегетативной нервной системы:

  • расширение зрачков;
  • побледнение лица;
  • холодный пот;
  • тахикардию;
  • повышение кровяного давления.

И выражается:

  • словами;
  • жестами;
  • мимикой;
  • специфическими позами;
  • походкой;
  • поведением;
  • эмоциональными реакциями и состояниями (гнев, депрессия).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)