Тренинг общения

Общение в отечественной литературе рассматривается как особая междисциплинарная отрасль научных исследований в философии, социологии, кибернетике, лингвистике, психологии и педагогике. Общение как педагогическая категория (А.В.Мудрик) рассматривается в трех взаимосвязанных позициях, соответственно которым может проводиться воспитание общения учащихся:

  • приобщение учащихся к общественной культуре;
  • формирование гуманистической направленности личности;
  • развитие творческой индивидуальности учащихся. Общение, будучи важным элементом жизнедеятельности учащихся, содержит в себе огромные педагогические возможности.

Конструктивный потенциал общения как педагогическая категория дал возможность построить систему воспитания общения у учащихся. Кроме описательного потенциала этой категории, выраженной в возрастной типологии (детский, подростковый, переходный и юношеский возрасты со всеми их особенностями), А.В.Мудрик выводит определяющие составляющие объяснительной части системы подготовки к общению, которые заключаются в следующем:

  • В необходимости развития творческого характера мышления дивергентности, нестандартности, флексибипьности и т.п.
  • В развитии у учащихся свободного владения речью.
  • В развитии способностей к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), к играм, общительности в качестве кардинальных факторов развития оптимизации эффективного участия в общении.
  • В формировании социальных установок в сфере общения интерес к процессу общения, а не только к результату, отношение к партнерам как к цели, а не средству общения, отношение к общению как к диалогу, терпимость и т.д.
  • В развитии коммуникативных умений:
  • умение переносить приемы общения в новые условия новой коммуникативной ситуации;
  • умения находить решения для новой коммуникативной ситуации из комбинации уже известных идей, знаний, приемов;
  • умение создавать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.

Выработку конкретных путей и способов подготовки учащихся к общению А.В.Мудрик видит в апробации, отборе форм и методов подготовки к общению, разработанных в социальной психологии, театральной педагогике, психотерапии. Далее излагаются наши разработки, основанные на этих положениях и на опыте псикотерапевтической работы известного чешского ученого Кратохфилла.

Тренировка общения осуществлялась в тренинговых группах численностью от шести до двенадцати учащихся. Иногда мы прибегали к большей численности группы, если это были так называемые “прогулочные группы” или “марафонские сеансы” с выездом на природу и длительным режимом общения с ночлегом в туристических палатках (до 28 часов).

Основными и принципами в работе тренинговой группы были:

  • доверительное и откровенное общение;
  • принцип ответственности в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки;
  • принцип соблюдения интимности;
  • руководство группой осуществлялось в соответствии с общим положением социально-психологического тренинга (К.Роджерс, Г.А.Ковалев, П.А.Петровская и др.). Разработанный в медицинской психологии для целей реабилитации “принцип партнерства” (М.М.Кабанов) являлся главенствующим. Характер руководства демократический с допущением некоторых занятий (один раз в шесть занятий) без руководителя по принципу самоуправления. Всего проводилось от 30 до 50 “сессий”. Каждое занятие не превышало одного или 1,5 часов работы.

Начало занятий предполагало разминку члены группы либо молча смотрят друг на друга, пожимают руки или кладут руки на плечи друг другу, иногда поют, танцуют. Окончание тренинговых занятий мы старались делать более эмоционально насыщенным, чтобы учащиеся уходили с чувством радости. Такое завершение занятий проводилось после тренировки отраженной (и, как правило, хорошей) речи, музыкальная концовка была насыщена активными метроритмическими акцентуациями, свежей диатоникой.

В ряде случаев, когда того требовала ситуация, концовки в занятиях не было, педагог просто благодарил собравшихся за активное участие в сегодняшней сессии.

Вступительная разминка начинается с двигательных психогимнастических упражнений следующим образом:

  • 1 – приемы двигательного характера психогимнастика (упражнения далее будут разобраны подробно);
  • 2 – групповое пение или танцы;
  • 3 – рецептивная музыка (десятиминутное прослушивание какого-то музыкального произведения);
  • 4 – т.н. “психорисунок” проективное рисование на заданную тему (например, каков я в будущем), (Т.С. Яценко);
  • 5 – двигательные игры, например, перемещение со стула на стул по кругу так, чтобы стоящий в центре член группы не мог сесть на свободный стул, либо замена всех сидящих по команде, лишнего, который использует момент для того, чтобы сесть самому, перекидывание друг другу мяча по кругу, сопровождаемое либо словесными репликами, либо, при более сложном задании на воображение обозначение мяча яблоком, грушей, ребенком и т.п.;
  • 6 – бессловесное общение один другому сообщает информацию жестами, мимикой, разыгрываются приветствия старых приятелей, драка, игры в детский сад, катание на санках и т.д., тематические игры “моя тоска”, “прошу о помощи”, “успокоение страдающего” и т.д.;
  • 7 – словесное общение по команде все члены группы разбиваются на пары и сидя, или прохаживаясь по комнате, говорят друг другу текст на заданную тему, например, рассказ о себе, “есть ли жизнь на Марсе”, о хорошей семье. И темы и пары меняются, иногда используется придуманный язык, несуществующая речь;
  • 8 – составление социограммы члены группы на доске мелом или фломастером на табло рисуют графики своих взаимоотношений между членами группы и представления о своих лидерских качествах, своем месте в группе и проекциями на замещение желаемых мест;
  • 9 – игры.

КТО ЕСТЬ КТО. Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов, касающихся причин их психических состояний, их переживаний и поведения, шутливые вопросы (Что бы ты сделал с крупным выигрышем по лотерее? Какие вещи взял бы с собой на необитаемый остров? и т.п.), за каждый правильный ответ, за каждую правильную расшифровку автора ответа начисляется очко.

ИНТУИЦИЯ. Игра ориентирована на нового или малознакомого  члена группы, который лишь только представился в короткой беседе или монологе. Затем он записывает свои ответы на односложные, однозначные вопросы (У меня есть дети нет детей, я оптимист пессимист, люблю легкую музыку серьезную и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.

ТАМОЖНЯ. Каждый член группы пять раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какую то ценную вещь, остальные же по его поведению и в высказываниях пытаются отгадать, в каком из выходов он что-то спрятал.

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО. Эта игровая ситуация дает возможность определить, как отдельный член группы настроен на те или иные события или явления, которые связывают группу в единое целое. Для этого каждый должен отгадать, по какой из предложенных возможностей соберется большое количество членов группы (кто выберет названные песни, месяц в году, число, подарок) после предварительного предупреждения.

КТО ТЫ. Все члены группы отвечают на вопрос “кто я”, причем каждый ответ пишется на бумаге. Игра происходит без начисления очков, она воздействует как предпосылка для последующего самораоблачения.

ЯЗЫК ТЕЛА. При помощи рук, лица, пантомимики или контактов с выбранным лицом члены группы подзывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций, так и за правильное, верное исполнение роли наблюдателя.

АТОМНАЯ КАТАСТРОФА. Игра моделирует акстремальные ситуации, где требуется мгновенное решение и конфронтация оставшихся в живых между собой с распределением ролевых функций по социальному статусу.

РОНДО. Так называется игра по кругу, когда в начале все вскрываются по очереди на определенную тему, затем опрашиваются состояние робких в отношении их принятия другими (“рондо обратной связи”) и варианты рондо: выражение чувств, думы о соседе справа, карикатурное изображение соседа, “передача эстафеты”.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. За активное положение в группе члены получают плюсы, за пассивное – минусы. Составляется таблица лидерства, что способствует стимуляции интерперсональных взаимодействий и “пробуждения” активного членства в группе.

ЗА СПИНОЙ. Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс их обсуждения и “проработки”.

СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ. Дается 15 секунд, для общения членов группы по кругу. Необходимость что-то сказать за сталь краткое время лишает учащихся времени фиксации на своих трудностях говорения: некоторые “выпаливают” первое, что приходит в голову, но тем самым избавляются от страха говорения за счет игрового характера { темпераментной игры. Иногда молчание самого педагога заставляет задуматься членов группы и вводит их а стрессорное состояние, которое может стать “целебным”, стимулирующим ученика к дисциплинированности в исполнении педагогических указаний.

БЕССЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. В определенных ситуациях бывает полезно предложить членам группы вы разить свои чувства к товарищу посредством прикосновения, кивка головы, поднятия рук и т.д.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СОЦИОГРАММА.” При обсуждении отношений между определенными членами группы и всей группой для наглядности все учащиеся свободно размещаются в пространстве. Например, члены группы встают вокруг своего товарища, который находится в центре помещения. Мизансцена и дистанция являются достаточно четкими для диагностики отношения группы к испытуемому.

Точно также и он сам, становясь в центре площадки, посредством жестикуляции приближает к себе тех или иных членов группы, кого-то удаляет. Потребность индивидуальной дистанции между одним
испытуемым и всей группой, как единого целого, проверяется при помощи “делового круга”, который может останавливаться при любом расстоянии. При исследовании целостной структуры ситуации в группе каждый ученик расставляет и поворачивает кресло так, как ему кажется, оно будет находиться “ближе к центру группы”, либо все члены группы рассаживаются в зависимости от собственных симпатий на различные расстояния и представляют собой живую “социограмму, которую можно дальше корректировать педагогическими средствами.

При разборе социограммы важно учитывать следующие интерперсональные ситуации:

  • доминирующее положение одного из участников группы;
  • кто кому пытается помочь, чьи интересы защищает;
  • симпатии: кто кому пытается доставить радость, кто кому симпатизирует;
  • общительность: на кого направлены валентности общения;
  • требование внимания: чьего внимания добивается член группы, от кого зависит, кем восхищается;
  • зависимость: с кем советуется, у кого ищет поддержки;
  • подчиненность: с кем неуверен в общении;
  • соревновательные тенденции: оценка превосходства другого, спор, “спортивный азарт” обогащает его в чем-то;
  • недоверие: предубеждение к кому-то из членов группы в злом умысле, нанесении обиды, кто является источником нанесения обиды;
  •  антиципация: дистанция и “непереносимость” кого-то из членов группы;
  • агрессия: обвинение и критика, в адрес кого направлена.

Те же позиции разбиваются и в отношении воспринимающего интерперсональные акции, но с обратным знаком, например, при разборе доминирующего положения учитывается тот, кто вас убеждает в своем мнении при защите, кто за вас заступается и т.п.

Поихогимнаотические приемы сочетались с ролевыми этюдами. К таким упражнениям относятся, например, проводившиеся нами игры: чередование пантомимических выражений чувств человека, стоящего в круге напротив или в центре круга, пантомимические выражения стремления индивидуума проникнуть внутрь или выйти за пределы круга, расстановка на доминирующих и подчиненных, пародирование ролей отдельных членов группы, игры в королевство, кораблекрушение, жизнь на необитаемом острове. Во время этих игр легко обнаруживаются важные для последующей коррекции психодиагностические особенности учащихся группировки, как личностно-индивидуальные, так и групповые: группировки-коалиции, агрессивные тенденции и пр. Полезен бывает и розыгрыш фантастических этюдов, связанных с пребыванием на другой планете.

“Психорисунок ” способствует той же цели проективного диагностирования особенностей учеников: для рисования использовались следующие темы: “наша группа в прошлом и теперь”, “мои ощущения от товарищей”, их место в группе, какую позицию хотел бы занять, как я себя представляю в будущем, изображение несуществующего животного и символическое обозначение его. От конкретных рисунков можно уже переходить к изображению более абстрактных тем: заикание, напряженность, агрессия, сплоченность и т.п.

Иногда полезно для развития фантастического воображения тренировать в игровых этюдах и использовать имаготренировку с представлением себя на необитаемом острове, под водой, при восхождении на гору и т.д.

Иногда для подталкивания воображения использовалось авторитарно-директивное внушение наяву: “смотрите внимательнее, скатерть на столе красного цвета!”. Тренировке этих качеств способствовало предварительное мысленное представление ситуации, идеомоторная тренировка.

После “встречных” игр, пантомимические упражнения усложнялись за счет введения физических нагрузок: силовые игры на “пережимание” руки противника, прижатие его к полу, элементы “карате” с нанесением фиктивных “ударов”. Психологическое усложнение задач шло, кроме “линии физических действий” и по линии усложнения “предлагаемых обстоятельств”, введения основных элементов драмы – конфликта. С этой целью проводились упражнения “диалог руки” – общение только мимикой и пантомимой, жестами, касаниями.

Упражнение “беспомощный” – один партнер изображает расстроенного человека, а другой успокаивает его.

Упражнение “доверие” – один падает назад с закрытыми глазами, другой, сзади, в самую последнюю минуту ловит его.

  • “поводырь” – один ведет другого с закрытыми глазами, и тот всецело подчиняется первому;
  • “ежик” – один сворачивается, другой стараются раскрутить его.
  • “общение спинами” два партнера сидят спиной друг к другу, пластикой выражая какую-то задачу;
  • упражнение на проникновение в круг и попытку вырваться из него;
  • упражнение на передачу чувств по кругу: все сидят, закрыв глаза, и передают дальше (уже с открытыми глазами) полученные впечатления или чувства.

Действенными факторами такой групповой педагогической работы оказались сами по себе чувства членства в группе, как принадлежность к реферетной, значимой для учащихся коллектива, той группы, в которой обучают доверию и поведению, лишенному прежних патологических задержек. Кроме того, эмоциональная поддержка оказывается не только на словах, а в эмоциональном контакте, который возникает за счет театрализованных средств воздействия (ролевые факторы, игры, музыкальное сопровождение, рисунок и т.п.).

Принятие в группе происходит “здесь и теперь” со всеми недостатками и достоинствами учащегося “целиком”. Помогает созданию этой атмосферы самой взаимопомощь. Обратная связь в групповых играх оказывает регулирующий эффект, способствующий тренировке самоконтроля и самореализации. (Н В. Семилет)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)