Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности

В фоновых исследованиях студентов театрального института, обратившихся за психопрофилактической помощью, удовлетворенность взаимоотношениями при опросе высказали только 40% обследованных студентов. Учитывая деструктивное действие неудовлетворения афилиативных потребностей на личность студентов и на их учебную деятельность (А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский, А.Г.Ковалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М.Орлов, Ю.Л.Ханин и др.) нами был разработан специальный социотерапевтический прием – “рокировки социометрического статуса”, представляющий собой вариант формирующего эксперимента по организации социометрически благоприятных сочетаний в учебной группе, вследствие которого происходил личностно-корригирующий эффект и повышение результативности учебной деятельности в пределах одного балла. Создание психологического климата обеспечивает оптимальную психологическую совместимость учащихся и гомфотерность группы.

Проведение двухучебных (26 студентов) экспериментов с “рокировкой социометрического статуса” не только привело к улучшению оценки взаимоотношений в группах удовлетворительно 67% вместо 40% ранее, но к повышению восприимчивости студентов к воспитательным воздействиям, что отмечалось преподавателями в т.ч. “отзыве о работе студентов”, а также к повышению эффективности обучения в обеих экспериментальных группах в среднем на 0,9 балла.

Огромное влияние на величину эффекта деятельности личности оказывают не только ее деловые качества, но и коммуникативные свойства.

Представление о личности интегрирует в себе и понятие о ее нерасторжимом единстве с окружающей средой, со сложной системой интерперсональных отношений и взаимодействий в студенческой среде.

Изменение самооценки, отношения к себе, к своему поведению, к окружающей среде является важным элементом психогигиенических мероприятий, лежащих в основе ресоциализации личности.

Психогигиеническая система организованного влияния на личность обучающегося и его микросоциальное окружение активизирует защитные компенсаторные механизмы, способствует восстановлению эмоционально-волевого равновесия, влияет на перестройку системы ‘отношений, потребности мотивационной сферы личности, мировоззренческих установок, нахождения приемлемой индивидуальной позиции в жизни. Система психогигиенических мероприятий в вузе имеет целью организацию “психического” оздоровления обстановки, направляющей и активизирующей защитно-компенсаторные механизмы личности, а иногда и формирующей их заново.

Таким образом, проблема построения правильных взаимоотношений в студенческих группах не только является важным способом интеграции личности в микросоциальном окружении, но может также
оказывать свое конструктивное воздействие на всю группу в целом, а в частности и на повышение эффективности учебной деятельности.

Социотерапевтическая эффективность предложенной нами методики рокировки социометрического статуса в основном сказалась в возрастании социальной уверенности личности в оптимизации учебной деятельности при дезадаптивных состояниях, методика проста, она не требует овладения специальными приемами психотерапии, ее может проводить любой педагог, и подтверждает справедливость следующего утверждения ленинградского психиатра, профессора С.Б.Семичова: “Профилактические мероприятия при предболезненных расстройствах не всегда требуют, чтобы они адресовались прямо к индивиду. Они могут носить опосредованный характер, где объектом для превентивных мер становится не сам индивид, а та социальная группа, членом которой он является”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)