Система арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами (В.В. Ярков).

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды – это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юрдических лиц, граждан – индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Конституция РФ и ФКЗ от 31.12.1996г. № 1- ФКЗ «О судебной системе РФ» относят арбитражные суды к федеральным судам. Это означает, что на уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа Императора Александра Второго от 20.11.1864г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о «желании … водворить в Рос-сии суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных» 1 . Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, и отражает само существо данного института в обществе.

История развития экономического правосудия в России

Коммерческие суды

Теоретической основой создания специализированных судебных учреждений послужило деление частноправовых отношений, регулируемых гражданским правом, на гражданские и торговые (предпринимательские).

История свидетельствует о возможностях разновариативного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности:

  • в рамках общей судебной системы;
  • с помощью квазисудебных органов;
  • специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отношений).

Первое упоминание о существовании особых судов для торгово- го сословия в России, по свидетельству Д.А. Фурсова, имело место в 1135 г.

Как система коммерческие суды в России появились в начале ХIХ в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху .

Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 г.

После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. Согласно ст.28 Устава гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, от- носящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами.

Как писал К.И. Малышев, коммерческие суды по своему исто- рическому происхождению были органами сословной юрисдикции, которая впоследствии стала основываться на развитии торговой про- мышленности.

В свою очередь, русский ученый Е.В. Васьковский свидетельствовал о том, вред, приносимый двойственностью судов, был тем более значителен, что коммерческие суды были обособлены, одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела раз- решались различно. Такие противоречия в судебной практике, по мнению Е.В. Васьковского, подрывали единство правопорядка и нарушали принцип равенства граждан перед законом.

Именно поэтому к началу ХХ в. в России осталось только четы- ре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами.

Советский государственный арбитраж

В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.

Деятельность арбитражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов той эпохи:

  • Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г.,
  • Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г. – и другими актами.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК 1923г., за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.

При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям, по свидетельству А.Г. Гойхбарга, толковалась сугубо ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах .

В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики.

В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража.

Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г. Советом Министров СССР.

Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи: с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), с другой, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями.

Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства. В научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений.

Так, государственный арбитраж рассматривался:

  • и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством;
  • в качестве органа защиты гражданских имущественных прав;
  • как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др.

Доводы авторов, которые обосновывали юрисдикционно- судебную природу органов государственного арбитража, выступили теоретической основой для решения вопросов преобразования государственного арбитража в арбитражный суд.

Образование и развитие системы арбитражных судов России

Система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды в 1991 году в связи с принятием Закона РФ «Об арбитражном су- де» и АПК РФ.

В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

В 1995 г. были приняты два новых акта:

  •  Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является правовой основой дейсистемы арбитражного судоустройства;
  • АПК, который действовал до 2002 г.

24 июля 2002 г. Президентом России был подписан новый, третий по счету, АПК, который:

  •  значительно усовершенствовал и более тщательно урегулировал порядок судопроизводства в арбитражных судах,
  •  учел международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия.

Содержание действующего АПК РФ можно свести к двум основным категориям:

  • преемственность (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и
  • развитие (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

По мнению В.В. Яркова «принятие нового АПК является значи- мым событием для развития не только системы арбитражных судов, но и в целом всей судебной системы нашей страны. Можно вполне кон- статировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система со- стоялась, заняла свое место в общей судебной системе России, постро- енной на принципах функционального, а не линейного единства».

В настоящее время в Российской Федерации образована и действует следующая система арбитражных судов:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  • специализированные арбитражные суды, а именно, Суд по интеллектуальным правам (ФКЗ от 6 декабря 2011 года № 4-ФКЗ).

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации в составе которого действует Судебная коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»).

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 2 ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации»).

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая, в том числе, дела по разрешению экономических споров, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций (ч. 2 ст. 2 ФКЗ «О Верховном суде РФ»).

В процессуальной литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что арбитражные суды являются специализированными судами для осуществления экономического правосудия 1 . По справедливому мнению В.В. Блажеева с подобным утверждением согласиться трудно. Специализированные суды создаются и функционируют в рамках единой системы федеральных судов для рассмотрения отдельных категорий дел.

В Российской Федерации действуют две параллельно существующие системы федеральных судов – общие и арбитражные, которые между собой структурно не взаимодействуют. Арбитражные суды представляют собой отдельную от общих судов                    самостоятельную систему федеральных судебных органов, занимающихся отправлением правосудия в сфере хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Этимологически словосочетание «арбитражный суд» неудачно, поскольку в переводе означает «судебный суд». К тому же в мировой судебной практике под арбитражем принято понимать третейское разбирательство. Появление в России арбитражных судов как самостоятельной системы государственных федеральных судов связано с определенными традициями, существующими в отечественной законодательной практике регулирования порядка рассмотрения и разрешения хозяйственных дел.

Арбитражные суды субъектов РФ – занимают центральное место в системе арбитражных судов. Согласно ст. 34 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. допускается создание на территории нескольких субъектов РФ одного арбитражного суда (например, Арбитражный суд г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области), а также нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой ин- станции дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов (кроме дел подсудных ВАС РФ).

В арбитражных судах субъектов РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражного суда субъекта РФ, если в этом существует необходимость. Организационное руководство арбитражным судом субъекта РФ осуществляет его президиум.

В целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся (проживающих) в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных судов субъекта РФ и апелляционных арбитражных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания, этих судов (ст. 33.11, 43.1 ФКЗ от 28 апреля 1995 г.).

Арбитражные апелляционные суды – по 2 в каждом судебном кассационном округе, и только в Центральном судебном округе – 3 апелляционных суда, включая двадцать первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Крым, города Севастополя. (п. 10 ч. 2 ст. 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах»).

Апелляционные арбитражные суды осуществляют проверку законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, вынесенных по первой инстанции, имея сходные с федеральными арбитражными судами округов структуру и полномочия (ст. 33.2, 33.3, 33.5 ФКЗ от 28 апреля 1995 г.).

До 1 января 2006г. (до вступления в силу ФКЗ от 4 июля 2003г. «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»») полномочия по проверке законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных актов были сосредоточены в арбитражных судах субъектов РФ.

В процессуальной литературе совершенно справедливо обращалось внимание на недопустимость сосредоточения в одном звене арбитражной судебной системы функций рассмотрения дела по первой инстанции и пересмотра вынесенных судебных решений (определений) в апелляционном порядке.

Это обстоятельство существенным образом снижало уровень доверия со стороны заинтересованных лиц к апелляционной инстанции как самостоятельной стадии арбитражного процесса. Вполне допустимой была ситуация, при которой судья одни дела рассматривал по первой инстанции, а другие пересматривал в апелляционном порядке.

С 1 января 2006г. в системе арбитражных судов РФ полноценно функционирует самостоятельное звено арбитражных апелляционных судов, в компетенцию которых передан пересмотр дел в апелляционном порядке.

Согласно п.п. 9 ч. 2 ст. 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах» Оренбургская область относится к Уральскому судебному округу, Восемнадцатому арбитражному апелляционному суду, находящемуся в г. Челябинске.

Арбитражные кассационные суды (округов) – на территории Российской Федерации образовано 10 не совпадающих с административным и национально-территориальным делением страны судебных округов, в которых функционируют указанные суды. Они осуществляют проверку в кассационном порядке законности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

Непосредственно этим занимаются судебные составы, действующие в судебных коллегиях по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных 27 правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Важнейшие вопросы организации работы федерального арбитражного суда, включая обобщение судеб- ной практики, отнесены к компетенции Президиума. Так, к примеру, Оренбургская область относится к Уральскому федеральному арбитражному округу с центром в г. Екатеринбурге (п.п. 9 ч. 2 ст. 24 ФКЗ).

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов (ст. 43.9) и президиума (ст. 43.6, 7 ФКЗ «Об арбитражных судах»), председателя (ст. 43.10) и заместителей председателя (ст. 453.11.). Могут быть созданы судебные коллегии (ст. 43.8)

Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.

Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

  •  президиумом – при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
  •  коллегиальным составом судей – при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

Полномочия Суда по интеллектуальным правам определены в ст. 43.4. ФКЗ «Об арбитражных судах». Место постоянного пребывания специализированного арбитражного суда: г. Москва, Огородный проезд, д. 5 , стр. 2. Аппарат арбитражных судов (ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»)

Обеспечение условий для надлежащего функционирования арбитражного суда возложено на работников аппарата (помощники судей, специалисты, секретари, судебных заседаний и др.). Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

Аппарат арбитражного суда:

  • организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
  • принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение 28 документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
  • содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;
  • осуществляет материально- техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;
  • организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)