Процессы памяти

Любое проявление памяти требует запоминания, то есть запечатления воспринятого, затем сохранения, узнавания запомненного и воспроизведения.

Узнавание – это проявление памяти в ходе одновременно протекающего повторного восприятия. Воспроизведение – это проявление памяти без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта. Запоминание – начальный этап процесса памяти. Он может осуществляться путем многократного стереотипного повторения материала (механический тип запоминания). Чем ближе процесс запоминания к мышлению, тем лучше запоминается материал. Такое запоминание называют смысловым: в нем ведущее значение придается логическому строю мысли. Комплексные приемы запоминания нужны при запоминании наизусть по смыслу и являются основой выучивания, например, текста роли. Здесь используется и смысловое запоминание, и ассоциативное, и неоднократное повторение текста. Однако ведущее значение имеет логика развития образа, подчиняющая себе “дословное” запоминание.

Творческой личности необходима и продуктивность памяти, которая характеризуется рядом качеств: объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения запомненного, длительностью сохранения информации, готовностью памяти извлекать и легко воспроизводить необходимые в данный момент сведения. Продуктивность памяти зависит от состояния самого субъекта, его мотивации, установки на запоминание, индивидуальных свойств памяти, состояния работоспособности в данный момент; также и от объективных причин: обстановки, в которой происходит запоминание, количества материала, наглядности, его осмысленности и способа подачи информации.

Запоминание протекает в виде запечатлевания – прочного и точного сохранения увиденного или услышанного в результате однократного восприятия предъявленного материала.

Механизмы импринтинга (запечатлевания) лежат и в основе так называемой иконической памяти. Под ней подразумевается задержание восприятия информации, которая предстает как бы в виде
копии (иконы) реальной действительности. Мир представляется как бы неподвижным, он на время останавливается, но информация может быть подвергнута анализу и обработке. Хотя время ее хранения ограничивается миллисекундами, оно достаточно для извлечения информации, нужной для решения творческих задач. Иногда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем воспроизведение сразу же после заучивания или запечатлевания; такое явление называется реминисценцией.

Имеются предположения о сходстве механизмов запечатлевания и воспроизведения информации мозгом с принципами реализации оптических процессов голографии, основанной на явлениях интерференции (смешивания, наслоения) некоторых структур. Так Л.П. Гримак пишет: “Хорошо известные в психологии ассоциативные закономерности функционирования памяти хорошо согласуются с возможностью ассоциативного считывания голограмм. Именно такая организация памяти обеспечивает возможность быстрого извлечения содержащейся в ней нужной информации не путем перебора всего содержимого, а за счет использования тех связей между хранимыми образами, которые формируются при запоминании”.

Память развивается в процессе человеческой деятельности, и основной формой является произвольное запоминание, требующее волевых намерений. Но и без специальных целей и волевых усилий может происходить сохранение в памяти многократно воспринимавшейся информации. Это так называемое непроизвольное запоминание (П.И. Зинченко). Например, в системе болгарского психогигиениста Г.Лозанова установка специально сдвигается на непроизвольное внимание (“слушайте музыку, а нетекст”), что повышает эффективность обучения, приводя к так называемой гипермезии (‘сверхза-
поминанию”). Экспериментально также была показана непроизвольность запоминания незавершенных действий, запоминавшихся лучше завершенных (так называемый “эффект Б.В. Зейгарник“).

Существуют различные приемы запоминания, называемые мнемотехникой. А.Р. Лурия в “Маленькой книжке о большой памяти” разбирает особенности памяти мнемониста Шерешевского, пользовавшегося, в частности, приемом “привязывания” информации, нуждавшейся в запоминании, к прекрасно знакомым ему объектам, например, улицы Горького.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)