Предмет и задачи нейропсихологии

Нейропсихология (НП) — раздел клинической психологии, изучающий мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений
мозга. Разделы нейропсихологии:

Клиническая НП изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Объектом в ней является мозг больного, а предметом — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями психических процессов.

Реабилитационная НП занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки нового набора психологических средств нормального функционирования человека в бытовой, профессиональной и социальной сферах.

Детская НП изучает онтогенетически обусловленные изменения мозговой организации психических процессов. Предмет — закономерности становления отдельных психических функций в связи
с неравномерным созреванием различных отделов мозга; особенности протекания патологогических процессов у детей разного возраста; отличие психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых. Важной задачей является разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.

НП позднего возраста — изучение закономерностей функционирования мозга человека в период инволюции.

Задачи нейропсихологической диагностики:

1. Постановка топического диагноза (атипичного развития) мозговых структур.

2. Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.

3. Описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга (по Лурия), первичного дефекта и его системного влияния.

4. Определение причин и профилактика различных форм аномального функционирования: дезадаптации, школьной неуспеваемости и т. д.

5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и т. д.

6. На основе качественного анализа нарушенных и сохранных психических функций разработка стратегии и прогноза реабилитационных (коррекционных) мероприятий, применение методов восстановительного (коррекционно-развивающего) обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)