Понятие о медитации

Исторически сложилось так, что в противоположность активному отношению к внешнему миру веками существует иная тенденция, культивируемая на Востоке (йога, хиндуизм, таоизм, дзен-буддизм), которая требует обращаться больше к “внутреннему” миру, пассивно-наблюдательному отношению к действительности. Медитация и является классическим способом развития спокойного сосредоточения, являющегося в конечном счете средством восстановления и координации психических и физических функций, создания ясности мышления, снятия умственно-эмоционального напряжения и т.п.

Медитацию иногда отождествляют с аутогенной тренировкой. Последняя есть более поздний вариант медитации, отличающийся большой активностью, волевой напряженностью процедуры. Например, одним из этапов овладения аутотренингом обязательно является этап “произвольного включения” с насильным возвращением в основной поток сосредоточения. Если в аутогенной тренировке требуется усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации, как свидетельствует индийский ученый Чоудхури, “радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока
мыслей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафорически можно сказать: наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по умственному небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо”.

Последним моментом психологические приемы сосредоточения (например, трансцендентальная медитация) существенно отличаются от мистических состояний транса или сатори.

Не случаен выбор позы сосредоточения в медитации. Как правило, это поза в положении сидя со скрещенными ногами, ибо расслабление должно быть не такое, как в лежачем положении с элементами дремоты, теплоты и тяжести в теле, но сбалансированное с чувством легкости и боевой готовности. Вот почему, несмотря на внешнюю пассивность медитация нередко используется спортсменами, наряду, конечно, с активными вариантами аутогенной психорегулирующей и психомышечной тренировки. Впрочем, можно проводить медитацию сидя на обычном легком стуле. Не надо стремится к какому-то определенному состоянию в сознании – транса, пустоты или сна.

Медитация – не сон; медитация отличается даже от обычной мыслительной деятельности, которая увлекает человека в мир абстракций и фантазий. Медитация – это не грезы. Скорее – это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором остается лишь отрешенное наблюдение за всем происходящим. Иногда скачком могут неожиданно появиться чувства, желания, тревоги, сумбурная путаница мыслей. Рецепт один – спокойно относится ко всему, что появляется на “мысленной сцене”.

Таоистская медитация дает рекомендации “поместить мысли в центре тела, тогда сознание сдвигается в солнечное сплетение”. Простейший способ – медитация с дыханием. Дышать надо через нос. Вдохнув сколько хочется, следует опустить диафрагму. Не надо втягивать воздух, а позволить ему войти в нос. Затем вдохнув, медленно выдохнуть на счет “два” и так далее до 10, сдвигая внимание от 1 до 10 сверху вниз с солнечного сплетения до органов малого таза.

Существуют различные способы сосредоточения от более конкретных: “увидеть голубую вазу саму по себе вне связи с другими вещами”, до абстрактных полувопросов-размышлений: “как я себя чувствую в данный момент во всех точках одновременно?” или отчуждения-вопросов: “кто это думает?”.

Один студент указал на пользу для создания у себя “оптимального рабочего состояния” и постоянной готовности к различным психотравмам “медитации на поляне”. Он представлял себе в начале, что выходит из своей комнаты, идет по городу, выходит на поляну и возвращается обратно. Когда он был в оптимальном эмоциональном тонусе, то видел яркие цветы, детей, иногда же поляна была пустая и серая.

Прежде чем заниматься психорегуляцией, студенты, хотя и учились методам саморегуляции, но не знали, когда и какой из них применить, введу неправильной самооценки своих эмоциональных состояний, особенно в период напряженной учебной и профессиональной деятельности (экзамены, контрольные работы, зачеты).

Другой студент отметил психодиагностическое значение медитации “на горе”. После неудачной сдачи зачетов он не мог выйти из состояния реактивной депрессии. Пробовал сосредоточится “на горе”.

“Шел” какими-то нелюдимыми тропинками, через какой-то мрачный лес, скорченные деревья, чащу. По совету психолога делал упражнение по десять раз в день и с удивлением отметил к вечеру второго
дня, что “просветлел” и вышел из апатии, когда “взобрался на гору к освещенному дворцу”. В последующем часто прибегал к этому приему в учебной и концертной деятельности.

Не рекомендуется медитировать на символах и узорах, стимулирующих опасные отрицательные эмоции, таких как змея, скорпион. Однако возможно применение тренирующей медитации, когда сам испытуемый активно сосредотачивается именно на отрицательных образах, что ведет к затуханию отрицательных эмоций и их нейтрализации.

Вообще советуется начинать медитацию со звуковых или зрительных раздражителей. Звуковые стимуляторы медитации называются мантрами (“ом”, “аум”), зрительные раздражители, сосредоточение на узорах. Гете дает пример того, что можно ощутить при медитации на узоре, когда Фауст рассматривает устройство макро-
космоса.

В поэме “Ступени” у Валентина Сидорова находим такое психолого-поэтическое описание медитации:
“А мысль рождается на стыке двух вселенных, двум космосам она принадлежит. И макрокосмос, как и микрокосмос, участвует в рождении ее. Вот почему твоя подвижна мысль и так крылата и легко объемлет
и мир во сне м внутренний твой мир… Учитесь время как бы замедлять (молчание, медитация, безмолвие)
Энергия космическая в вас тогда сгущается…”

Как свидетельствует известный американский психолог Найди-ферр, в США начало распространения трансцендентальной медитации относится к 1960 году, когда знаменитая в то время рок-группа “Битлз” возвратилась из Индии и начала пропагандировать учение Кришна-йоги.

Показания к ее применению обусловлены объективными данными, полученными после применения этой процедуры: снижением артериального давления, замедлением частоты дыхания и сердечных сокращений, повышением альфа-активности биотоков мозга, снижением потребления кровью кислорода. Эти сдвиги говорят о целесообразности использования трансцендентальной медитации для снятия стрессорных состояний и утом-пения.

Кроме благоприятных для снятия утомления физиологических сдвигов, трансцендентальная медитация (ТМ) помогает и психологически, снижая перед экзаменами (студенты), спектаклем (актеры), соревнованием (спортсмены) избыточную тревожность, способствует быстрому и четкому расслаблению мышц и дается частым сердцебиением, вегетативно-сосудистыми проязлениями, неконтролируемым страхом. Применение медитации помогает пассивно-созерцательному отношению к этому и переводу негативных эмоций в нейтральные или даже положительные. Возможно применение медитации и в некоторых более активных видах выступать активные движения тела человека. Это называется двигательной медитацией. Этим широко
пользуются в восточных видах спортивных единоборств – каратэ, айкидо, чайчи и т.п. Дается установка и в фехтовании: “не позволяйте уму “останавливаться” на поднятом оружии, забудьте, что вы делаете, и бейте врага, не удерживайте ум на том, кто стоит перед вами, все это из пустоты, но остерегайтесь, чтобы ваш ум связался с самой пустотой”. На примере медитативного стихотворения типа “хокку” поясняется ненужность напряженного мудрствования в период схватки: ‘луна не собирается отбрасывать свою тень.
и пруд не думает отражать луну: как ясны воды Хиросава” (перевод С.Спиноделя) или: “некоторые думают, что битье – это бить, тот кто бьет и кого бьют – оба они не более, чем сон, что не имеет реальности”.

Вспомним подобное у Пастернака: “но пораженье от победы ты сам не должен отличать”.

Одна из восточных легенд повествует о том, что моральное состояние психической готовности в схватке, единоборстве более важно, чем технико-тактичное мастерство в фехтовании. Однажды чайный мастер, гулявший в одежде самурая лицом к лицу встретился с наемным самураем. Чайный мастер победил в схватке опытного наемного самурая, имевшего дурную мораль и желание обобрать, обворовать противника. Чайный мастер честно признался, что он не самурай и не готов к схватке, но тот продолжал настаивать на поединке. Чайный мастер мысленно настроился на неизбежность смерти, успев лишь спросить у учителя, как пользоваться мечом. Тот, видя его сосредоточенность, просто попросил исполнить чайную церемонию и сказал: “То состояние ума, в котором ты находишься, позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком, тебе не нужно учиться умирать! Сосредоточиться, и, когда услышишь крик самурая, ударь его мечом”. Чайный мастер точно последовал советам. Самурай обомлел, увидев человека, полного сосредоточенности и
бесстрашия. Он неосознанно вместо нападения стал пятится назад, бросил меч и с криком: “я проиграл” простерся перед чайным мастером, прося прощения.

Таковы легендарные приемы преодоления инстинкта самосохранения и выработки сосредоточения в единоборстве. Это особое состояние в “дзен” носит название “меч не-пребывающего ума”, когда меч становится бесформенным, в результате чего противник не может уследить за ним”. В медитации фехтовальщикам даются следующие рекомендации: “не любой ценой достигать победы – это погибель для фехтовальщика. Лишь когда вы избавитесь от этих мыслей, как и от мыслей о своем теле, достигается настоящее психологическое единство, тогда ваш меч – это вы, а “изначальный ” (инстинктивный) – ум – предчувствие подскажет вам, когда же наносить удары”.

Концентрация внимания, достигаемая в медитации, полезна в деле восстановления психобиоэнергетики организма и применима и у исполнителей там, где требуется выносливость (танцовщики). Замечания в адрес медитации, что методика пассифицирует личность и способствует уходу в себя, не лишена основания, если применяется только сама по себе. Ее надо сочетать о комплексом активных методов психорегуляции. Хотя правильно сказал в уже цитированной поэме “Ступени” поэт Валентин Сидоров: “Ушел в себя – какой не точный термин, сказать бы надо – вышел на простор”.

Появился даже термин в литературоведении – “медитативная лирика” (Г.Н.Поспелов), означающий одну из форм поэтического жанра. В наших наблюдениях за актерами-студентами из ГИТИСа, которым предлагались различные формы творческой медитации, выявлен большой психотерапевтический эффект  этого способа самовыражения.

Не отрешенность просматривалась в их “творчестве”, а поэтическое отношение к природе, миру. Самой простой формой стихосложения были краткие природные зарисовки по типу японских “хокку”: (Тренер медитации Ю.В.Спицын).
В тихом обмороке покачивается обмороженный пес…
отголоски осени последней в будущей весне…
Расступился пес над врубленной березой…
едва слышно падают звезды в небе густом…
ничком в траве лежит первый снег…
на дне озера плавится солнце…
гонится за ветром вздыбленная рожь…
березы а лесу бегут навстречу друг другу…

С каждым новым вариантом стиха тренировалась наблюдательность и воображение, появилась большая метафоричность индивидуального высказывания: “оттепель”, “клекот капель под окном”, “…срываясь вниз взлетает звон колоколов”, “последний раз слетают стаи листьев”, “над старой церковью летят кресты”, “вечерний воздух стынет в утренней росе”, “осторожно ступает в воду старый мост” и т.п.

Стремление возвысится над обыденностью, ощутить космическое величие природы способствовала кологизация мышления духовному росту самой личности. Не случайно Б.Пастернак писал: “И образ мира, в слове явленный, и творчество и чудотворство”.

Формирование художественного мышления в процессе общения с природой посредством творчества выступает как фактор становления экологического сознания.

Известный искусствовед Г.Д.Гачев в интересной книге “Содержательность художественных форм”
развивает эту мысль: “Научное мышление осваивает, захватывает природу, выводит ее на привязи в город. Мысля о ней жизнью городского общества, наука усматривает и в ней “законы” природы. Искусство же выводит общество к природе, дух наш за город и, проникая к лону, простирает, рапластовывает, раздевает все городские нововведения на первозданное”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)