Подпороговые воздействия

Как известно, человеческий мозг реагирует на все встречающиеся в природе раздражители. Некоторые анализаторы высших нервных аппаратов достигли высокого совершенства, дифференциации и развития. Однако современная физика и химия выявили новые формы энергии, которые прямо не доступны органам чувств человека. Ультразвуковые колебания, например, улавливаются летучей мышью, но лежат за пределами восприятия человеческого слуха. Человек не ощущает и не видит ультрафиолетовых лучей, а муравьи их воспринимают своим зрением. Таким образом, отдельные раздражители внешней среды оказываются вне порога восприятия наших нервных приборов, но от этого не прекращается их действие на
человека. Такие раздражители называют подпороговыми, а их непрямое восприятие и действие на организм сублиминальным, или субсензорным.

Неосознаваемый информационный поток, поступающий по интуитивным, подпороговым путям, отражается и на ходе сознательной психической активности, незаметно влияя на принятие решений и мотивы человеческого поведения.

Профессор Ф.В.Бассин, автор известной книги “Проблемы бессознательного” (1968) установил электрофизиологические проявления сновидных состояний сознания, отражающих не Только основную, жизненно необходимую активность нервной ткани, но и отношение их к неосознаваемой переработке информации. Этим объясняется описываемая американским ученым Норманом Диксоном неосознаваемая реакция спящего человека на свое имя или на символические псевдонимы знакомых только ему людей.

Всем известно, что при внезапном падении, за доли секунды производится множество относительно целесообразных действий, образующихся с желанием падающего сохранить себя и падающий предмет от повреждения. Неосознаваемая психическая активность при регулировании этих действий оказывается более быстрой и целесообразной, чем в том случае, если бы все двигательные акты надо было осознать и осмыслить.

Сокращенные формулы мышления, готовые понятия, тонкие двигательные акты и другие виды деятельности могут осуществляться благодаря автоматизации и погружению большей части промежуточных этапов в сферу неосознаваемой психической активности.

Врачам-психиатрам приходится встречаться с нарушениями этой автоматизации в клинике. Тем более понятно значение ее в нормальном течении всех жизненных отправлений. Дезавтоматизация наступает, например, при так называемой психастении, при неврозах навязчивых состояний, когда укороченные двигательные формулы нецелесообразно удлиняются и больной вынужден болезненно перерабатывать все то, что раньше осуществлялось “вне сознания”. Такой человек начинает заниматься “умственной жвачкой”, страдальчески ища ответа, отчего синее не красное, а легкое – не тяжелое.

В силу чрезмерно развитой аналитичности и критики такие лица мало и трудно поддаются обычному словесному и гипнотическому внушению. Однако им помогает субсензорная подача психотерапевтических формулировок, на преодоление, раскрытие и использование в учебной практике резервных возможностей человеческой психики.

Изучение сублимимального восприятия достаточно интенсивно осуществляется не только в связи с воздействием на слуховой, но и на зрительный анализатор. В этой области имеются не только важные теоретические изыскания, но и практические рекомендации.

Таблица цветовых чисел, составленная окулистом профессором Е.Б.Рабкиным, широко известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она используется для профессионального отбора водителей автомобильного и железнодорожного транспорта. С помощью результатов прочтения цифр, составленных из субсензорных цветовых пятен, удается практически выявить аномалии цветового зрения, что весьма важно для профотбора.

Исследования психических воздействий на автоматизмы и подсознательные факторы в условиях подпороговой подачи внушений, нашли свое применение в практике зарубежных рекламных фильмов.
Известный харьковский психотерапевт профессор И.З.Вельвовский и московский кинорежиссер М.Е.Марков* проводили экспериментально-исследовательскую работу по выявлению условий видео-
психотерапевтичеоких воздействий, а именно: действенность числа воздействий в секунду, фона зрительных воздействий и др. Испытывалось восприятие письменных знаков различных цветов и яркостей, различных шрифтов. Первые эксперименты показали, что имеется группа зрителей, совершенно не осознающая наличия надписи, другая группа различает надписи определенного цвета на определенном фоне. Третья группа из семисот промелькнувших на экране слово познает только десять из них. Эти эксперименты реализовались не только у неискушенных в кино зрителей, но и у профессиональных работников кино, привыкших улавливать малейшие детали. Знание факта, что надпись сделана, усиливает ее осознание. Но и при этом не воспринимаются и не осознаются все надписи, а только малая их часть.

Диксон Норман видит лишь теоретический интерес в том, что сублиминальные раздражители “вызывают семантически увязанную реакцию”. Однако семантизация неосознаваемых звуковых, словесных раздражителей важна и для практики психотерапии. Обычно в формулировку аутогенной тренировки и гипносуггестии включаются вызывание тяжести в мышцах и во всем теле. Практически опыт психолингвистического построения формул внушений показывает необходимость снятия формулировки тяжести в связи с тем, что она несет в себе неосознаваемую “семантическую нагрузку” с ассоциациями, мешающими приятному самочувствию: “невыносимая, непосильная, страшная, неподъемная, ужасная, непреодолимая, давящая, гнетудая, всеподавляюшая, немилосердная и др.”.

В литературе имеется масса классических примеров (в частности, в поэзии А.Блока), где носителем семантики является звук, но только правильно организованный и находящийся в “вещественной” части слова. Не случайно М.М.Пришвин говорил, что “языковой образ – указательный палец в сторону смысла”. Такой звуковой сдвиг через неосознаваемую психическую активность влияет и на смысловую часть формулы внушений.

Безусловно, подпороговые воздействия сублиминальных раздражителей не безграничны, ибо они, как считает Диксон Норман, “не способны изменить укоренившейся привычки”. Вряд ли только привычкой можно объяснить довольно частую неэффективность подобной терапии. Ведь если допусгить, что человек реагировал бы на разнообразные и многочисленные психические воздействия окружающего мира несознательно, он стал бы беспомощной марионеткой случайности.

Существуют не столько субъективные причины к ограничению безграничного влияния неосознаваемых факторов на человека, сколько объективно существующие защитные механизмы личности, выработанные эволюционно в процессе приспособления человека к внешней среде. Объяснение этому факту дано болгарским ученым Г.Лозановым, исследовавшим так называемые антисуггестивные барьеры, то есть выработанные личностью адаптационные психические средства борьбы против внешних вредных воздействий.

И первым таким барьером является сознательное критическое мышление человека. Когда внушение с большей или меньшей долей сознательности попадает в поле критического мышления, оно внимательно и всесторонне обсуждается, прежде чем будет принято личностью или отброшено.

Даже у маленького ребенка до полного развития критического мышления есть защитный механизм – известный барьер, который отбрасывает все, что не создает чувства доверия. Наконец, кроме логического и чувственного барьеров существует третий – этический. Экспериментально доказано, что внушения, противоречащие морально-этическим принципам личности, не реализуются. Из истории психотерапии известно, что загипнотизированной роте солдат Вестерштранд (немецкий гипнолог) не смог внушить стрельбу по своим командирам.

Другой пример. Знаменитый французский гипнолог Бернгейм под гипнозом отдавал нотариусу приказ украсть из сейфа деньги. И также безуспешно.

Процесс внушения является проявлением борьбы между внушением и контрвнушением. Диалектическая взаимосвязь осуществляется благодаря антисуггестивным барьерам.

Существование вышеуказанных трех антисуггестивных барьеров биологически целесообразно, ибо в противном случае человеческая личность была бы легко доступна для всякого рода внушений. А это подвергло бы чрезвычайной опасности ее психологическое и физическое состояние.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)