Основные методы психологических исследования
Основными методами психологических исследований являются наблюдение и эксперимент, вспомогательными – методы экспертных оценок, беседы, анкетирования и интервьюирования, самонаблюдения и тестирования. Достоинство наблюдения заключается в естественности ситуаций, предполагающих непреднамеренное поведение субъекта или группы испытуемых. К недостаткам наблюдения относится, помимо трудоемкости, трудность улавливания типических черт и недостаточность фиксации единичных проявлений.
Экспериментальное исследование существенно дополняет и исправляет недостатки наблюдения, преимущество эксперимента также и в том, что он дает возможность проследить зависимость того
или иного психического явления от условий проведения его. Различают лабораторный и естественный эксперимент. С помощью, например, лабораторного эксперимента можно изучать и оценивать состояние психических процессов памяти, внимания и др., естественный эксперимент, позволяющий исключить искусственность лабораторной обстановки, целесообразно применять при исследовании психических явлений в обычных условиях урока, игры или иной деятельности, в том числе и профессиональной.
Примыкает к основным методам, и, в частности, к наблюдению, так называемый анализ продуктов деятельности. Например, анализ художественного творчества, объективирующий и дополняющий ин-
троспективность и ограниченность методов самонаблюдения и самоописания (дневников).
К вспомогательным методам психологических исследований относятся методы беседы, интервью и анкетирования (тот же опрос, но по структурированным вопросникам). Эти методы помогают уточнению изучаемых психических явлений или личностных свойств испытуемых. Широко применяется в психологии и метод экспертных оценок, квантифицированных степенью выраженности тех или иных свойств (метод полярных баллов) и квалифицируемых описанием независимыми экспертами качественных характеристик этих свойств (метод обобщения независимых характеристик). В качестве вспомогательных методов могут использоваться и методы самонаблюдения и самооценок для изучения, например, динамики психической работоспособности по самочувствию, активности и настроению (анкета САН по В.А. Доскину-Маттезиус), а также метод тестов. Тестирование (тест в переводе на русский язык означает проба или испытание), как и самонаблюдение, не могут дискредитировать полученные объективные данные, особенно, если они применяются в комплексе и в сочетании с другими методами. Тогда справедливо высказывание К.К. Платонова, что “нет плохих тестов, есть плохие интерпретаторы”.
Для правильной и эффективной интерпретации следует производить изучение результатов конкретных методик психологического исследования с соблюдением принципа этапнооти: первый этап – подготовительный (подготовка средств и материалов исследования), второй этап – собственно экспериментальный с реализацией применения конкретных методик и экспериментальных серий, третий этап – количественная обработка данных с применением различных математико-статистических методов и четветрый этап – интерпретация полученных данных на основе гипотез и избранной методологии, предполагающей, в частности, соблюдение принципа генетического (исторического) изучения психических фактов (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский).
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу