Опыт личности

Профессиональный и жизненный опыт личности составляют так называемую социально-биологическую подструктуру, в которую входят знания, навыки, умения, привычки. В общем плане опыт определяет культуру человека, в профессиональном – его подготовленность. Рассмотрим их в последовательности, соответствующей степени уменьшения социализации.

Знания – система понятий, усвоенных человеком. Физиологическим механизмом знаний являются условные рефлексы, то есть система временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Приобретение знаний осуществляется за счет активности процессов мышления и памяти, зависит от интереса к ним, а также от объема
и качества преподносимых знаний. Поэтому знания оцениваются по широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. Догматизм и начетничество мешают творческому усвоению
знаний, свобода от шаблона способствует гибкости использования их.

Навыки – автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности. Способность работать автоматизирование, но под контролем сознания, достигается навыком в процессе упражнения. Навыки классифицируются по профессиональным принципам: школьные, студенческие, спортивные, профессиональные, также по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые
или сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные или непродолжительные. Навыки могут быть умственные и волевые, сенсорные и двигательные. Навыки образуются неравномерно. Положительные воздействия ранее закрепленных навыков называется переносом, а отрицательные – интерференцией. В первом случае происходит выработка новых динамических стереотипов, являющихся физиологической основой навыков и привычек, во втором – репродуктивное торможение разрушает навыки, а ассоциативное – затрудняет выработку их. Внутреннее или условное торможение, то есть угасание неподкрепленных связей, выражается деавтоматизацией навыка. Так происходит деавтоматизация музыкального навыка у неупражняющегося пианиста, распад двигательного навыка у танцовщицы. Скорость распадения и образования навыка зависит от степени сложности его, от возрастных особенностей исполнителя и состояния его нервной системы (усталости или работоспособности), сознательности и мотивов поведения.

Умения – это способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях. Этапность формирования умений начинается от первичного этапа “проб и ошибок” с переходом ко второй фазе – недостаточно умелой деятельности, осуществляемой за счет ранее приобретенных, но не специфических для данной деятельности умений, третий этап характеризуется выработкой общих умений и переходом к четвертому высокоразвитому и высокомотивированному умению. Пятый этап характеризуется профессиональным мастерством с надежным творческим использованием различных умений.

Привычка – это такие незакрепленные действия, выполнение которых в определенных условиях сделалось для человека потребностью. Они бывают полезными, неуместными и вредными, угрожающими безопасности человека.

Между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Духовная устремленность влияет на приобретение жизненного и профессионального опыта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)