Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга

Методы поведенческой психотерапии ведут свое начало от исследований рефлекторной природы условно-сочетаемых рефлексов (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев) . Основоположником условнорефлекторной терапии является В.М.Бехтерев, который обосновал возможность лечения некоторых нервно-психических расстройств с помощью сочетательных рефлекторных приемовув последующем, в тридцатые годы, советские психиатры продолжили исследования И.П.Павлова и В.М.Бехтерева, уделив большое внимание разработке методов условно рефлекторной терапии при неврозах и психических заболеваниях (В.Н.Мясищев, В.П.Протопопов), алкоголизме (Н.В.Канторович).

Из зарубежных исследований широкую известность приобрела методика “десенситации путем рецепторного торможения” Вольпе (1958). Эта методика использует ряд тренировочных приемов поэтапного устранения страха, в результате которого происходит снижение повышенной чувствительности (“десенситации” или “десенсибилизации”) вследствие воображаемого ступенчатого погружения в ситуацию, с уменьшением фобий (агоро-, клаустро, кардиофобии и пр.). Представление фобических ситуаций закрепляется с помощью приемов идеомоторной или имаго-тренировки, а “угашение” осуществляется релаксацией или гипносуггестией. Иногда тренировки в преодолении фобических ситуаций осуществляются не в воображаемой, а в реальной ситуации (М.СЛебединский, Н.М.Асатиани), или проводятся с предварительной дачей тиопентала (Перельман, 1980), и с использованием слайдов с изображением психотравмирующих и успокаивающих ситуаций (А-С.Слуцкий).

А.С.Слуцкий (1985) описал специальные приемы поведенческой психотерапии, особенность которых состоит в том, что пациент тренируется в экстремальных для него условиях, способствующих одновременному усилению стресссиндрома и активизации защитных адаптивных форм поведения, причем соотношение между стрессом и адаптацией определяется и контролируется врачом. Вместе с тем, и сам больной, находящийся в стрессово-напряженной ситуации, фиксирует в своем сознании эмоционально-значимые субъективные ощущения и ведет практический поиск путей адаптации к психотравмирующим факторам.

В качестве таких приемов, описанных А.С.Слуцким, относится проведение гипноза в психотравмирующей обстановке с имитацией движения и применением устройства по типу прибора с биологической обратной связью. Нами использовалась только усповно-рефлекторная психотерапия без аппаратуры и лекарств. Основными показаниями для проведения тренинга являются неврозы с тревожнофобической симптоматикой, как считает А.С.Слуцкий, который пишет, что “наряду с обычными психорегулирующими упражнениями, приводящимися в спокойном состоянии, последние полезно проводить в эмоционально-стрессовых ситуациях, сопровождающихся эмоциональным напряжением”, (с.437)

Нами использовались малоизвестные модификации способов косвенного поведенческого тренинга, известные под названием “техники кондиционирования” (Е.Кригель, И.Гефке, 1978). Поэтому наши варианты являются специализированными приемами поведенческой психотерапии, осуществлявшейся с применением четырех разновидностей поведенческого тренинга.

Первая разновидность – “косвенная сенсибилизация”. Она ставит цель сделать пациента оптимально восприимчивым к положительным сигналам научения и даже к их предвосхищению для усиления моти-
вации к учебно-тренировочному опыту. Например, тучному студенту для коррекции навязчивой вредной привычки, связанной с перееданием и обильным питьем, мы давали задания очень наглядно пред- ставить себе по контрасту с приятным предвосхищением предстоящего приема пищи или разлития прохладного лимонада в жару, отрицательные последствия этого неадекватного для него поведения: “жжение” и неприятные ощущения в пищеводе, “застревание в желудке” и т.п. ощущения даже от маленьких порций еды или глотков напитка, усиливающиеся при дальнейшем приеме пищи или питье лимонада. Большое значение в эффективности проведения поведенческой психотерапии мы придавали повторным упражнениям и самостоятельной тренировке по вызыванию у себя контрастных ощущений, реализованных во врачебном занятии, проводившемся иногда в комбинации с суггестией.

При другом варианте – “косвенного позитивного усиления” студенты получали задание представить себе во всех подробностях положительные ощущения, возникающие у них при хороших намерениях освобождения от страха и навязчивости, а также и при реализации положительных усилий преодоления фобии, например, перед стрессовыми ситуациями экзамена. Ощущение радости от успешной сдачи экзамена и прекращения реактивной тревоги подкреплялись словесным сигналом психотерапевта: “усиление!”. По этой команде
неоднократно проводились поведенческие тренировки до тех пор, пока не выработается ощущение радости от успешной сдачи экзамена и прекращения неоправданных страхов.

Третий способ, использовавшийся нами в поведенческой психтерапии со студентами “косвенное негативное усиление”, Показаниями для его применения являлась безуспешность тренировки в выработке приятных ощущений, служащих базисом для “позитивного усиления”. Тогда приходилось использовать сочетание переживаний тягостной ситуации с категорическим требованием “перестроиться!”, что, по контрасту уже воспринималось студентами как “вознаграждение”. Так, студентке К., с агарофобией (страх пространства) предлагалось представить себе, что она за руки и за ноги привязана к креслу, в то время как в комнату забежала крыса и медленно приближается к пациентке. Не в состоянии бежать, она испуганно “смот-
рит”, как животное “приближается”. В тот момент, когда крыса “собирается прыгнуть” на нее, давалась императивная команда: “переключаться!” и ей удавалось получить значительное облегчение от представления собственного перехода улицы в ясный солнечный день,чего ранее не удавалось сделать ни реально, ни даже мысленно. По-видимому, при “негативно-косвенном усилении” происходила тренировка переключаемости нервных процессов, увеличивалась их подвижность, способствующая угашению патофизиологических механизмов обсесивного синдрома, в патогенезе которого определенное место занимает состояние инертности основных нервных процессов (Е.А.Попов, Н.М.Асатиани, Н.К.Липгарт и др.). При этом варианте поведенческой техники не наказывается неадекватная реакция, а усиливается адекватная. При истерических реакциях, которые чаще возникали у студентов-актеров, подобная техника использовалась нами в комбинации с гилносуггестией, например, внушалось студентке с истерическим парапарезом ног, что она лежит в жаркое время на пляже, а ноги ее опущены в ледяную воду, и тогда она сможет избежать холода (“негативное усиление”), когда тотчас же вынет ноги из воды.

Четвертый вариант СПП “косвенное приглушение” применяется нами в ситуациях общения, здесь также, как и вышеописанных разновидностях СПП, проводилась тренировка с представлениями каких-то привходящих положительных или отрицательных условий (“техника кондиционирования”). При “косвенном приглушении” выбиралась воображаемая сцена, которую студент должен представить себе очень наглядно со всеми мельчайшими подробностями. Вообразим свое желаемое поведение, свободное, например, от тревожных “навязчивых симптомов”, студенты учатся представлять себе, что это поведение не вызывает со стороны других людей абсолютно никакой реакции. Это техника применялась нами в тех случаях, когда у студентов возникали негативные условно-рефлекторные зафиксированные реакции на микросоциальное окружение. Нередко у студентов-актеров это случалось в ситуациях негативного общения в процессе учебнотворческой подготовки к спектаклю. Так, у студентки К-ко возникала головная боль у С-на сердцебиение при одном только виде учителя “мастера” режиссера, спешащего в театр на репетицию.

У студентов – эта техника использовалась при негативных реакциях, возникавших в учебном процессе, например, при конфликте с педагогом, а чаще при дезадаптациях, связанных с семейно-брачными ситуациями. Так у студента К-ва, в период интенсивной работы над дипломом, возникали фобические симптомы тогда, когда жена собиралась в кино, театр или на какие-то другие увеселительные мероприятия. Учитывая преобладание у некоторых студентов тревожнофобических реакций, “косвенное приглушение” комбинировалось с аутотренингом или гипносуггестией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)