Кризис

Начало разработки теории кризисов связано с работой Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя в ситуациях потери, смерти близких. Картина острого горя, в соответствии с представлениями автора, очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль.

Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие. При этом у пациентов наблюдается стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараются избежать любых напоминаний об умершем.

Наиболее выраженными чертами являются три основных признака:

  • постоянные вздохи; это нарушение дыхания особенно заметно,  когда больной говорит о своем горе;
  • общие для всех больных жалобы на потерю силы и истощение: «почти невозможно подняться по лестнице», «все, что я поднимаю, кажется таким тяжелым», «от малейших усилий я чувствую полное изнеможение»;
  •  отсутствие аппетита.

Наблюдаются некоторые изменения сознания. Общим является легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей пациента от других людей (иногда они выглядят призрачно или кажутся маленькими), и сильная поглощенность образом умершего. Многих пациентов охватывает чувство вины. Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он сделал для умершего все, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей.

Кроме того, у человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения. Эти чувства враждебности, удивительные и необъяснимые для самих пациентов, очень беспокоят их и принимаются за признаки наступающего сумасшествия. Пациенты пытаются сдержать свою враждебность, и в результате у них часто вырабатывается искусственная, натянутая манера общения.

В речи появляется торопливость, особенно когда разговор касается умершего. Пациенты непоседливы, совершают бесцельные движения, постоянно ищут себе какое-нибудь занятие и в то же время болезненно неспособны начинать и поддерживать организованную деятельность. Все делается без интереса. Больной цепляется за круг повседневных дел, однако они выполняются им не автоматически, как обычно, а с усилием, как если бы каждая операция превращалась в особую задачу. Он поражается тому, насколько, оказывается, все эти самые обычные дела были связаны для него с умершим и потеряли теперь свой смысл. Особенно это касается навыков общения (прием друзей, умение поддержать беседу, участие в совместных предприятиях), утрата которых ведет к большой зависимости скорбящего от человека, который стимулирует его к активности.

Эти пять признаков:

  • физическое страдание;
  • поглощенность образом умершего;
  • чувство вины;
  • враждебные реакции;
  • утрата моделей поведения, — представляются патогномоничными для горя.

Можно, впрочем, указать еще и на шестую характеристику, проявляющуюся у пациентов, находящихся на границе патологического реагирования, которая не бросается в глаза, как предыдущие, но тем не
менее достаточно выражена, чтобы окрасить всю картину в целом. Она состоит в появлении у пациентов черт умершего, особенно симптомов его последнего заболевания или манеры его поведения в момент трагедии.

Сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший. Э. Линдеманн описывает две наиболее характерные патологические
психологические реакции горя:

1. Отсрочка реакции — если тяжелая утрата застает человека во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше. Иногда эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда пациентов, недавно перенесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лег назад. 38-летияя женщина, у которой только что умерла мать и которая очень болезненно отреагировала на эту утрату, как оказалось, лишь в небольшой степени была сосредоточена на смерти матери; она была поглощена мучительными фантазиями, связанными со смертью ее брата, трагически погибшего двадцать лет назад.

2. Искаженные реакции — поверхностные проявления незавершившейся реакции горя:

  •  повышенная активность без чувства утраты, а скорее с хорошим самочувствием и вкусом к жизни; предпринимаемая пациентом деятельность носит экспансивный и авантюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое время посвящал себя умерший;
  • появление у пациента симптомов последнего заболевания умершего. В качестве примера Линдеманн сообщает о человеке, у которого через две недели после смерти отца, последовавшей от болезни сердца, были обнаружены изменения кардиограммы, наблюдавшиеся в течение трех недель;
  •  артриты и астма. Лечение колитов, например, заметно улучшалось после того, как реакция горя получила свое разрешение в ходе психотерапевтического воздействия;
  •  изменения в отношениях к друзьям и родственникам: пациент раздражен, не желает, чтобы его
    беспокоили, избегает прежнего общения, опасается, что может вызвать враждебность своих друзей своим критическим отношением и утратой интереса к ним. Развивается социальная изоляция, и пациенту, чтобы восстановить свои социальные отношения, нужна серьезная поддержка;
  • дальнейшая утрата форм социальной активности проявляется в том, что пациент не может решиться на какую-либо деятельность; страстно стремясь к активности, он так и не начнет ничего делать, если кто-нибудь не подстегнет его. Встречается также картина, когда пациент активен, однако большинство его действий наносит ущерб его собственному экономическому и социальному положению. Такие пациенты с неуместной щедростью раздаривают свое имущество, легко пускаются в необдуманные финансовые авантюры, совершают серию глупостей и оказываются в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. Своеобразное растянутое самонаказание может быть не связано с осознанием какого-либо особенного чувства вины;
  • в конце концов может возникать реакция горя в форме имитированной депрессии с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании.

Такие пациенты могут совершать попытки самоубийства. Таким образом, впервые Линдеманн описал широкий круг симптомов, характеризующих состояние человека при переживании им критических жизненных ситуаций. Впоследствии эти симптомы были конкретизированы и включены в структуру посттравматического стрессового расстройства. Однако работа Линдеманна стала первым психологическим исследованием кризиса.

Собственно говоря, кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути личности. Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Воля — это орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной, возникает специфическая критическая ситуация — кризис.

Какого-либо единого, принятого всеми авторами определения кризиса в отечественной литературе не существует. Многие исследователи приводят не концептуальное, а эмпирическое определение кризиса, а чаще только лишь ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются кризисные ситуации.

Критическая ситуация

К критическим ситуациям, вызывающим кризис, традиционно относят такие ситуации, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от семьи, от родителей, от друзей, а также изменение внешности, смену социальной обстановки, ломку жизненного стереотипа. Теоретически все подобные жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей» (G. F. Jacobson, 1974) и при лом скшят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (G. Caplan, 1963). С момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания.

Все ситуации по параметру эксквизитности можно предсгавить себе как некий ряд, континуум с двумя полюсами. Один полюс представляют проблемные ситуации, для решения которых априорно не заданы способы поведения и мышления и где решение проблемы состоит в создании новых способов поведения и в конструировании новой психической реальности. Проблемная ситуация — это такая ситуация, для решения которой априорно нет никаких заданных способов поведения. Решение проблемы состоит в «новом программировании» психических процессов и новых способов поведения. Чувство дисгармонии, дискомфорт в восприятии неготовой, незавершенной вещи побуждают к мышлению и удерживают на определенном уровне активации. Мы имеем дело с тягой к завершению гештальта. Чувство возможности завершения гештальта движет человеком и заставляет его закончить ситуацию, решить ее. Мало того, предвкушение гештальта делает эту работу волнующей, эмоционально положительно окрашенной, несмотря на предельные затраты.

Другой полюс представлен так называемыми «пограничными ситуациями», где от личности требуются способность и терпимость к экзистенциальным переживаниям, когда все существо человека захвачено вопрошанием о смысле бытия, отмеченного знаком своей конечности. Любое экзистенциальное переживание — это всегда и психическое переживание, которое, как правило, эмоционально негативно
окрашено, воспринимается как психологический дискомфорт или как сильное угнетенное, депрессивное. В последнем случае человек считает, что не может осуществить смысл своей жизни самым оснащенным предметно-практическим действием.

Между этими двумя полюсами континуума эксквизитности располагаются ситуации стресса, фрустрации, депривации, конфликта. Критическая ситуация предполагает известное напряжение, определенную энергетическую направленность, некий модус активности, который находит свое выражение в моментальной интеграции живой системы. Но чтобы возникло напряжение, психический акт должен быть блокирован препятствием внешнего или внутреннего плана. И тогда начинает действовать закон «психической запруды»: «если прерывается или тормозится естественный ход психического события или в него в какой-то момент вступает чуждый элемент, то там, где происходит задержка, наступает затопление» (G. Caplan, 1963).

Под затоплением понимается резкое повышение психической напряженности. Каждый психологический акт обладает определенным энергетическим потенциалом, он энергетически обеспечен. И это энергетическое
обеспечение акта возрастает, если возникает затруднение при его разворачивании. Происходят стягивание, «затопление» и моментальная интеграция всех сил к месту задержки, к месту прорыва акта.

Понятие кризиса

Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт,
важнейший момент. Мы используем слово «кризис», когда сталкиваемся с чрезвычайной, вызывающей стресс, ошеломляющей ситуацией. Понятие кризиса традиционно связано с представлением о высоком психическом напряжении, переживаемом субъектом в момент кризиса. Оно также связано с информационной неопределенностью, сопровождающей кризис, и в этом смысле можно рассматривать кризис как явление, содержащее в себе характеристики психической травмы.

Однако кризис не сводится к психической травме, так же как он не сводится к состоянию психической напряженности. Кризис содержит в себе потенциальную возможность роста и развития и в связи с этим предполагает возможность трансцендирования, когнитивного и эмоционального выхода за пределы наличия бытия. Приход человека в этот мир предполагает его реализацию как некоего замысла, вследствие чего человек есть существо, превосходящее и себя, и мир. В любой миг бытия, в любой ситуации есть возможность для трансцендирования, есть возможность восстановить связь времен и пространств. Логика жизни требует от человека, чтобы он жил так, как если бы его поступки предназначались для бесконечного исторического ряда.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Кризис определяется также в самом общем виде как качественное изменение психического статуса, связанное с угрозой актуального функционирования личности. Д. Продель дает следующее определение: «Психологический кризис представляет собой конфронтацию с условиями, которые предъявляют человеку чрезмерные требования». Кризисные ситуации — особые жизненные ситуации, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности. Их решают процессы переживания.

При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в острой, рискованной ситуации — в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта (А. Г. Амбрумова, 1983).

Психологический кризис, по мнению Амбрумовой, — это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. По большому счету, питательной средой для разворачивания жизненного кризиса является постоянно воспроизводимое в практике жизни противоречие между конечной формой существования личности и бесконечным процессом трансцендирования, т. е. выходом за пределы любой конечной формы существования. Этот конфликт перманентен и актуализируется сомнениями в возможности удовлетворения потребности в смысле жизни. В этом конфликте актуализируется так называемая эвристическая компетентность — неосознаваемая уверенность в своих способностях решить проблему, даже несмотря на то, что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций.

Эксквизитные ситуации являются тем «прерывом постепенности» в жизни личности, который представляет собой возможность перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения и структуры личностных свойств и выход на иное, более совершенное качество саморегуляции и взаимодействия с миром. В разрешении трудной ситуации актуализируются возможности личности как субъекта своей жизни. В патологическом случае эксквизитные ситуации могут загонять человека в болезнь.

Каждый человек, каждая культура нарабатывает свои уровни терпимости к эксквизитным ситуациям, ту степень овладения свободой, которая переносима культурой и индивидуальным сознанием. Чем нетолерантнее культура и личность к эксквизитам, тем больше вероятность наработки и использования психозащитного способа проживания ситуации. В этом случае проблема, конфликт, стресс, кризис
воспринимаются в первую очередь как угрозы личному благополучию, своему лицу, своей ранее сложившейся целостности; весь психологический аппарат пытается защититься, отгородиться от таких ситуаций.

Чем сложнее, дифференцированнее, богаче личность, чем креативнее и терпимее ее отношение к жизни, тем меньше места остается для психологических защит и тем меньше потребность в искажениях реальности
и в ее трансформации в соответствии с модальностью личностной структуры. Одна из первых попыток анализа понятия кризиса в отечественной литературе предпринята в монографии Ф. Е. Василюка «Психология переживания», в которой автором осуществлена деятельностная трактовка человеческих эмоций и переживаний. В качестве объекта своего исследования автор избрал процессы, с помощью которых человек преодолевает критические жизненные ситуации. Проведено психологическое исследование того, что человек делает, когда сделать уже ничего нельзя, когда он попадает в ситуацию невозможности реализации своих потребностей, установок, ценностей.

Переживание рассматривается как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом — на производство смысла. Разработано представление о переживании как особой деятельности по переделыванию человеком себя в мире и мира в себе в критических жизненных ситуациях. В книге показана опосредованность процессов переживания определенными психическими структурами.

Автором рассмотрены основные теории кризисов. Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

  • теория кризиса относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам;
  • теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические последствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.

Дж. Каштан описал четыре последовательные стадии кризиса:

  • первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
  • дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
  • еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
  • если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Понятие кризиса используется в медицинской и психологической литературе в двух основных значениях. В первом случае под кризисом понимают «тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). Во втором случае термином «кризис» обозначается «эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). Как особое состояние кризис проходит 3–4 стадии:

  • шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);
  • осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»);
  • острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);
  • реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).

Кризис как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

Можно выделить две основные формы кризиса: в первом случае кризис — это испытание, выйдя из которого, человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена, и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Кризисы различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы развития (или возрастные кризисы), травматические кризисы и кризисы утраты.

Возрастные кризисы

Кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (около года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, когда личность человека приобретает новое психологическое качество (новую психологическую модальность). Форма, длительность и острота возрастного кризиса может значительно варьировать в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности, макро- и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович).

Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое
содержание возрастного кризиса.

Поведенческие критерии возрастного кризиса — трудновоспитуемость, упрямство, негативизм — Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной
(конструктивной) сторон кризиса. Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого возрастного кризиса, служит основой качественно нового типа связи со взрослым.
Возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными, включая и характерные негативные черты поведения. Выраженное негативное отношение к «старой» социальной ситуации в определенной
мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

По сравнению с кризисами детского и подросткового периодов кризисы зрелых периодов жизни и старости изучены хуже. Такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают значительно реже. При этом перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят более скрыто (Э. Эриксон. Ш. Бюлер, П. Жане).

Травматические кризисы

Травматические кризисы возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова), которые могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб. К наиболее брутальным острым психологическим реакциям относится суицид. К травматическим кризисам относят: кризис лишения, экзистенциальный кризис.

Кризис утраты

Кризис утраты — кризис, связанный с утратой близкого человека (семьи, здоровья, работы, свободы). Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя Линдемана. Реакция на утрату особенно
тяжела, если отношения с утраченным лицом были плохими. Кризис лишения переживается как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из значимого другого.

Переживание кризиса

Психологические особенности переживания кризиса раскрыты в монографии Ф. Василюка «Психология переживания». По мнению автора, главной особенностью этого процесса является то, что человек
всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего
ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким, как алкоголизм, наркомания, токсикомания,
формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение или гомицид.

Термин «переживание» используется при этом автором для обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую
ситуацию, о переживании деятельности.

Переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания и модальности. Так, например, в ситуации смерти близкого человека любое предметно-практическое действие оказывается бессильным. Но так же бессильно и психическое отражение, как рациональное, так и эмоциональное. Эмоция, коль скоро она является особым отражением, может только выразить субъективный смысл ситуации, предоставив человеку возможность рационально осознать его смысл, предполагающийся наличным до и независимо от этого выражения и осознания. Иначе говоря, эмоция только констатирует отношение между «бытием и долженствованием», но не властна изменить его.

Специфика деятельности переживания определяется в первую очередь особенностями жизненных ситуаций, ставящих субъекта перед необходимостью переживания. Такие ситуации можно назвать критическими. Критическая ситуация — это ситуация невозможности: невозможности жить, реализовывать внутреннюю необходимость своей жизни. В ситуации невозможности (бессмысленности) перед человеком в той или иной форме встает «задача на смысл». Если на уровне бытия переживание — это восстановление реализации внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания — обретение осмысленности, то в рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, что в отнесенности к бытию суть обеспечение его смыслом, а в отнесенности к сознанию — смысловое принятие им бытия.

Необходимость в переживании возникает как раз в таких ситуациях, которые не могут быть непосредственно разрешены практической деятельностью. Продукт работы переживания всегда есть нечто
внутреннее и субъективное — душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание. В процессе переживания существуют его отдельные частные аспекты, которые в литературе обозначаются понятиями «психологическая защита», «компенсация», «совладаюшее поведение». В качестве
терминов, близких понятию «кризис», используются такие термины, как «стресс», «конфликт», «фрустрация», «психическая травма».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)