Классификация воображения
Воображение бывает активным, произвольным, когда образы возникают преднамеренно в связи с заранее поставленной целью. В произвольном воображении присутствуют сознательное целеполагание, усилие, поиск, отбор, анализ и синтез представлений и знаний по воссозданию образа.
Произвольное воображение бывает также репродуктивным и творческим. Репродуктивным или воссоздающим называется такое воображение, в процессе которого образы создаются на основе личного опыта и имевшихся ранее восприятий в соответствии с имеющимися уже сведениями об объекте. Например, при чтении художественного произведения на основе созданных автором образов читатель домысливает в воображении, воссоздает индивидуальную картину, например, портреты персонажей, ситуации. В более высокой степени им является творческое воображение, которое направлено на
создание нового оригинального образа, идеи, причем новое может быть субъективным, то есть новым и объективным только для данного индивида , никогда не существовавшем-ни в материализованном, ни в идеальном виде. Творческое воображение может быть материализовано, но может и оставаться на уровне мыслительного процесса в виде идеального.
Одним из механизмов воображения является эмпатия (сочувствие, сопереживание), которую мы разберем подробнее во второй части пособия. По мнению Е.Я. Басина наиболее удачным определением эмпатии является следующее: “Эмпатия – это воображаемое пере- несение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Из этого определения следует, что эмпатия – это один из механизмов воображения’.
Согласно эмпатической теории в основе творческого воображения лежит “раздвоение” психики (как на уровне сознания, так и бессознательного), и его регулирующего центра: “Я” – не реальное “Я” и воображаемое “Я”. Е.Я. Басин пишет: “Воображаемое творческое “Я” – это собственно и есть творческий компонент, творческая подсистема “Я”. Это “Я” одновременно является воображаемым и воображающим. Воображаемым называем его потому, что оно занимает в идеальном плане точку зрекия иную, чем у реального индивида”.
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу