Классификация способностей

Элементарные общие способности – это присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать, принимать решения. Элементарные общие способности, проявляющиеся в соответствующем действии, сенсорном, волевом, мнестическом, мыслительном, навыковом – лежат в основе трех нижеизлагаемых групп способностей.

Элементарные частные способности потому и являются частными, что присущи не всем людям и не в равной степени. Это сложные свойства личности, такие как музыкальный слух, эмоциональная память, способность к сопереживанию и т.д. Эти свойства проявляются в соответствующей деятельности, например, в творческой и предрасполагают к ней.

Сложные общие способности относятся к общечеловеческим видам деятельности – труду, учению, игре, общению. В отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе (“способность мышления” и “воля как способность к достижению цели”), о сложных способностях говорят во множественном числе – способности к творчеству, способности к эстетической деятельности.

Сложными частными способностями являются специальные, профессиональные способности, свойственные в разной степени и не всем людям. Таковыми являются, в частности, способности актера к перевоплощению.

Учащийся, не способный быть актером, возможно, способен быть талантливым поваром, так что тезис “каждый способен ко всему” неверен. Правильнее говорить о том, что “каждый способен к определенному виду деятельности” и может быть полезен в обществе именно в сфере своих способностей.

Определенная структура личности, которая наделена отрицательными для данного вида деятельности чертами, появляется в так называемой неспособности или антиспособности. Эмоциональная холодность и малоподвижный темперамент плохо пригодны для творческой профессии актера и выступают как черты личности, не способной к профессиональному виду деятельности. Психологической наукой выделяется и понятие “мнимой неспособности”, отличающейся и от “совершенной бездарности”.

В способностях раскрывается сложная система взаимодействия психических свойств личности, переплетенных с особенностями выполняемой деятельности. Развитие способностей возможно в различном возрасте. Способности могут проявляться как на протяжении длительного периода времени, так и кратковременно. Наиболее благоприятным для проявления духовных и физических сил человека является школьный и студенческий период человеческой жизни.

Иногда о способностях учащихся говорят лишь тогда, когда они исключительные и приближаются к таланту. Здесь необходимо разобраться в терминах – одаренность, талант и гениальность, чтобы понять истину.

Под одаренностью надо понимать совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющую его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется разносторонними способами и граничит о талантом.

Слово “талант” в переводе с греческого означает “природное дарование”. В античном мире талантом называли наиболее крупную денежно-весовую единицу. В настоящее время переносное значение этого понятия заключается в том, что талантливым называют человека с высокой одаренностью, обеспечивающей ему успешное выполнение профессиональной работы. Таким образом, талант– это способность к определенной деятельности, проявляющейся как творчество. Высокий уровень творчества, успешность, оригинальность и самостоятельность выполнения сложной деятельности – признаки таланта. Если в талантливости проявляется высокий уровень развития способностей, то гениальность – это высшая степень одаренности. Гениальный человек прокладывает новые пути в науке и культуре. Гений создает эпоху в области своей деятельности. В этом отличие гения от таланта, но и тому, и другому присущи собранность,
постоянная готовность к напряженной работе, высокая продуктиность и повышенное качество результатов деятельности. Творчество гениального человека всегда имеет большое общественное значение.

Материальной основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга. Предпосылки способностей соотносят с микроструктурой мозга и различных органов чувств. Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных, но не обязательно наследственно схожих о родительскими задатков. Моральные качества как свойства направленности личности, задатков не имеют и формируются в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются опосредованно. Из задатков хорошего слуха в зависимости от личности и социальной среды могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превращаться в художественные способности и в способности часовщика.

Способности тесно связаны со знаниями, навыками, умениями, то есть с опытом личности, в том числе с учебным и профессиональным.

Профессиональные способности – это совокупность стойких, хотя и меняющихся под влиянием обучения и воспитания индивидуально-психологических качеств человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими определяют успешность обучения, выполнения и совершенствования определенной трудовой деятельности. Правильная оценка профессиональных способностей может быть дана лишь с учетом психологической структуры данной профессиональной деятельности (профессиограмма), так и с учетом психических свойств личности обучающегося (поихограмма) с пониманием компенсаторных ресурсов ее.

Способности связаны не только с индивидуально-психологическими особенностями и с опытом, но тесно взаимодействуют с направленностью личности. Творческая способность человека, связана с активностью жизненной позиции личности, с ее склонностью, выступающей как потребность заниматься творчеством. Склонности, раскрывающиеся в интересе, и интерес при наличии устойчивости, могут привести к развитию способностей и к высокопродуктивной творческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)