Изделия, полученные художественной обработкой дерева и других растительных материалов

Наибольшее распространение получили такие промыслы, как художественная резьба по дереву, роспись, выжигание, инкрустация и плетение из лозы, рогоза (камыша), соломки и других растительных материалов.

Традиционными центрами художественной резьбы по дереву являются подмосковное село Богородское, а также селоусадьба Абрамцево и деревня Кудрино. В настоящее время центр абрамцево-кудринского промысла находится в подмосковном г. Хотьково. Для резьбы используется древесина липы, осины, березы, капа и капо-корня (наростов на стволах и корнях березы, ольхи и липы).

Изделия богородской резьбы представлены скульптурными изображениями зверей, птиц, персонажей народных сказок, басен, а также резными или токарными игрушками, приводимыми в движение подвижными планочками или веревочкой с шариком-балансом (клюющие курочки, акробаты, танцующий медведь, медведь в бане, медведь-кузнец, медведь-гармонист, медведь-рыболов, медведь с балалайкой, с самоваром, с бочонком меда, медведь за компьютером и др.).

Кроме традиционной игрушки мастера богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники.

Изделия вырезаются из мягких пород дерева – осины, ольхи, липы.

Ассортимент резных изделий абрамцево-кудринского промысла включает в себя ковши, сухарницы, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, декоративные вазы и настенные блюда, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей, декоративную скульптуру. Абрамцево-кудринская резьба имеет преимущественно растительный орнамент в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей.

Особое место среди художественных промыслов занимает художественная обработка бересты (верхнего слоя коры березы), широко распространенная в Вологодской, Рязанской, Тобольской, Нижегородской области, Северодвинске, Нижнем Тагиле, Якутии.

Из бересты изготавливают различные шкатулки, солонки, сахарницы, конфетницы, подстаканники, декоративные блюда, тарелки. В зависимости от способа изготовления, характера и размера используемой бересты берестяные изделия подразделяются на изделия из целого куска бересты, сшивные и плетеные.

Наиболее широко используются такие способы художественного оформления берестяных изделий, как процарапывание, тиснение, гравирование, резьба и роспись, использование бересты различного цвета.

Основными центрами резьбы по бересте являются Великий Устюг и село Курово-Наволок Вологодской области (шемогодская резьба).

Для росписи берестяных изделий применяют темперные, гуашевые, масляные краски, а также местные цветные глины и клеевые краски из сухих порошков-пигментов. Среди расписных берестяных изделий выделяются северодвинские из Пермогорья, уфтюжские и уральские изделия из Нижнего Тагила.

Пермогорские изделия отличаются характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из копьевидных листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются птицы сирины, львы, сцены чаепития, ткачества, охоты.

Роспись уфтюжских берестяных изделий выполняется по оранжево-красному фону, на котором изображаются птицы, букеты цветов и распускающиеся листья.

Для росписи тагильских изделий характерно изображение букета из трех крупных цветов на ярком-красном, зеленом или голубом фоне.

Другим интересным видом народного промысла является плетение из лозы (однолетних побегов кустарниковых ив), соснового, елового, пихтового, дубового корня, рогоза, ржаной соломки. Из лозы и корня изготавливают верши для ловли рыбы, корзинки для грибов и ягод, женские сумки, столы, стулья, кресла, диваны, сосуды для хранения круп и муки, абажуры для светильников, детские погремушки и другие изделия.

Изготовление плетеных изделий из рогоза является одним из традиционных ремесел, характерных для многих южных районов России. Из него плетут грубые циновки, обувь, корзинки, головные уборы, подставки, салфетки для сервировки стола. Соломку широко используют для плетения различных корзин, мисок, конфетниц, шляп, оберегов, детских игрушек, инкрустации шкатулок, изготовления настенных декоративных панно.

В Кировской области активно развивается традиционный центр художественной обработки капа и капо-корня. Традиционными изделиями из капа и капо-корня являются шкатулки, папиросницы, сигаретницы, трубки, мундштуки. Они характеризуются гладкой, лакированной поверхностью от светло-золотистого до темно-коричневого цвета.

Техника декорирования деревянных изделий путем врезания в поверхность кусочков разнообразных материалов (металла, кости, перламутра и др.), отличающихся от декорируемой поверхности цветом или фактурой, носит название “инкрустация”. Врезные элементы и поверхность изделий, созданных в технике инкрустации составляют единую плоскость.

Ярким и своеобразным видом инкрустации металлом деревянных изделий является унцукульская насечка – народный художественный промысел аварского селения Унцукуль (Дагестан). Традиционным ассортиментом изделий этого промысла являются трости, настольные шкатулки, стаканы для карандашей, декоративные вазы, ножи для разрезания бумаги, портсигары. Узоры насечки выполняются узкими полосками расплющенной мельхиоровой или серебряной проволоки, вбитой в коричневокрасный фон изделий, изготовленных из кизилового дерева.

К художественным промыслам росписи по дереву относятся хохломской, городецкий, полхов-майданский в Нижегородской области, сергиев-посадский (загорский) в Московской области, а также в Тверской, Кировской и ряде других областей.

Роспись по дереву выполняется масляными, темперными, анилиновыми, минеральными или гуашевыми красками.

Одним из наиболее значительных видов русской художественной росписи дерева является хохломская роспись. Названа она так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные изделия со специфической росписью: чаши, блюда, солонки, сахарницы, ложки, черпаки, бокалы, стаканы, вазы.

Хохломская роспись стала уникальным промыслом благодаря кистевым приемам письма без предварительного нанесения рисунка, а также технике, обеспечивающей получение золотистого цвета в росписи без использования драгоценного металла. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Суть ее заключается в металлизации алюминиевым порошком предварительно прогрунтованной вапом и льняным маслом поверхности деревянных изделий, которая после покрытия лаком расписанного изделия и последующего обжига, приобретает золотистый цвет.

Для росписи применяют термостойкие минеральные краски: охру, сурик, киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавленные очищенным скипидаром.

Ассортимент хохломских изделий очень разнообразен и представлен резными ложкарными изделиями и токарной посудой: чашками, мисками, поставцами, бочатами, солоницами, ложками, а также комплектами посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборами для кухни и крупными декоративными изделиями для украшения жилища (декоративными блюдами, панно).

Для хохломской росписи характерны две разновидности письма: “верховое” и “фоновое”. В первом случае кистевой растительный рисунок из красных и черных росчерков травок и цветов наносится на поверхность золотистого фона. Фоновому письму присуща тонкая штриховая прорисовка золотистого орнамента, выполненного на черном или красном фоне.

В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра – Семинская фабрика художественных изделий “Хохломской художник” и Семеновское ордена “Знак Почета” производственное объединение “Хохломская роспись”, находящиеся в Нижегородской области.

Городецкий старинный промысел (Нижегородская обл.) занимается производством художественных изделий из дерева, декорированных художественной росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба.

Городецкая роспись выполняется по технологии, не требующей обжига, и осуществляется по цветному фону: желтому, зеленому, голубому, синему, красному. Характерной особенностью композиции городецкой росписи являются живописные букеты цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики, кони с изогнутыми и подчеркнуто вытянутыми шеями, сказочные птицы. Ассортимент изделий фабрики “Городецкая роспись” представлен хлебницами, солонками, наборами посуды, разделочными досками, сундучками, шкатулками, детскими игрушками и мебелью.

Для росписи изделий Полхов-Майдана и Крутца характерны растительные мотивы орнамента и различные деревенские пейзажи. Роспись выполняется обычно по очерченному тушью контуру анилиновыми красками алого и синего цветов.

В тверском промысле занимаются изготовлением токарной игрушки. Характерной особенностью тверской деревянной игрушки является совмещение техники росписи и выжигания контурных линий. Раскрашивается тверская деревянная игрушка гуашью и покрывается несколькими слоями лака.

Одним из распространенных видов сувенирных изделий из дерева являются традиционные русские матрешки: полые, одинаковые по форме, но разные по размерам фигурки, изображающие женщину в национальном старорусском сарафане с головным платком. Все фигурки, за исключением самой маленькой, – разъемные. Изготовлением матрешек занимаются мастера Нижегородской, Московской, Кировской и других областей.

Матрешки в зависимости от района расположения промысла имеют свои стилистические особенности и цветовую гамму.

Семеновских матрешек расписывают анилиновыми красками красного, синего и желтого цветов, а затем лакируют. В классических семеновских матрешках при росписи оставляют больше незакрашенного дерева. Характерной деталью росписи является букетик цветов в руках у матрешки. Иногда вместо цветов в круговом поле на корпусе матрешки пишется миниатюрный пейзаж.

Характерной деталью росписи сергиев-посадских (загорских) матрешек является изображение в руках у матрешки собачки, гуся, кошки, барашка, спеленатого младенца, лукошка полного ярких ягод, рябиновой веточки, ромашек, роз, зеленых листьев. Рисунок отличается тщательно проработанными деталями.

Сергиев-посадских матрешек часто украшают блестками и золотом на голубом фоне. Широко используется выжигание контуров рисунка и морение поверхности.

В росписи сергиев-посадских матрешек встречаются живописные пейзажи России, воспроизведение известных картин русских художников-пейзажистов: А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, мотивы русских сказок, былин, образов Богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых.

Особенностью полхов-майданской росписи матрешек является “наводка” (обводка контуров лица и рисунков черным цветом), применение ярких анилиновых красок.

Вятская (Кировская) многоместная матрешка расписывается анилиновыми и гуашевыми красками (красным, зеленым и синим цветом), инкрустируется соломкой и покрывается масляным лаком. Производится фабрикой “Вятский сувенир”.

Северодвинские матрешки расписываются в основном красным, желтым и зеленым цветом. Северные узоры не такие пышные, как у традиционных семеновских матрешек, рисунок выписан тщательнее, тоньше.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)